Естественно, на любую тему у каждого есть своё мнение, которое, правда, часто вовсе не имеет под собой никакого основания, либо опирается на ничем не обоснованные мифы. Мир спортивного велосипеда в этом плане ничем не отличается, и мы часто слышим по тому или иному поводу полуправду или откровенную неправду, выдаваемую за экспертное мнение. BikeRadar побеседовал со Скоттом Хольцем, экспертом по посадке на велосипеде, чтобы разобраться в некоторых мифах и заблуждениях о байкфите, с которыми он в своей работе постоянно сталкивается в течение многих лет.
Миф 1.
"Существует универсальная идеальная посадка на велосипеде"
Один из самых больших мифов то, что, каким-то образом производя настройки рамы и двигая седло, все гонщики могут достичь универсального оптимального положения на велосипеде, которое можно измерить по углам и длине, и которое является лучшим для езды на велосипеде.
Правда в том, что каждый гонщик индивидуален. У нас разные тела, с разными пропорциями конечностей, уровнем гибкости и мощности, не говоря уже о том, что у нас могут быть разные цели или желаемые результаты от байкфита, или мы ездим на разных велосипедах. Хороший специалист по посадке учтёт всё это и найдет посадку, которая обеспечит каждому отдельно взятому гонщику оптимальное сочетание комфорта и эффективности.
Миф 2.
"Байкфит нужен только хардкорным гонщикам"
Хотя байкфит настоятельно рекомендуется для шоссейных велосипедистов-спортсменов, которые по самой сути спорта тратят много времени на тренировки, повторяя одни и те же движения вновь и вновь, правда в том, что байкфит может принести пользу и широкому кругу велорсипедистов-любителей. Горные и городские велосипедисты - очевидные примеры. И это не то, что нужно лишь людям, желающим участвовать в гонках. Байкфит подходит для того, чтобы ваша езда была удобной и чтобы вы избегали кумулятивной травмы.
С другой стороны, хорошая посадка на велосипеде может показаться излишней тратой денег, когда вы, возможно, уже и без того серьёзно потратились на новый велосипед. Однако даже нормальная настройка высоты и смещения седла может означать разницу между комфортной ездой, которая доставляет удовольствие, и болезненным испытанием, в конце концов вынуждающим вас забросить велосипед подальше и поклясться больше никогда на него не садиться.
Это простая услуга, которую предлагают всё больше и больше магазинов (не всегда, правда, обоснованно), и вам, наверное, будет не лишним для начала правильно выставить седло. Затем, если (или когда) вы решите, что уже достаточно прочувствовали велосипед, чтобы настроить посадку более обстоятельно, вы уже будете знать разницу, которой можно достичь на одном и том же велосипеде.
Миф 3.
"Достаточно только один раз настроить посадку на велосипеде"
Многие вкладывают деньги в байкфит после покупки велосипеда или если готовятся к соревнованиям, а затем больше не думают об этом. Это, утверждает Хольц, является ошибкой. «Если у вас произошли какие-то изменения тела, я бы порекомендовал настроить посадку заново, - отмечает он. – Это могут быть травмы, достигнутые цели тренировок (повышение гибкости, увеличение мышечной массы и прочее), серьёзное изменение веса, беременность и тому подобное».
Миф 4.
"Все байкфиты одинаковы"
Существует множество различных подходов к байкфиту. Некоторые полагаются исключительно на средние размеры и углы, другие – на методику совместного поиска, направленную на то, чтобы работать с вами для нахождения оптимального положения на велосипеде.
Обратите внимание на то, чтобы специалист по посадке прислушивался к тому, чего именно вы хотите достичь при посадке и работал с вами для достижения этих целей.
Миф 5.
"Чем ниже моя посадка, тем быстрее я буду ехать"
Хотя верно, что посадка на велосипеде может повлиять на аэродинамику гонщика и, следовательно, сделать его быстрее, как показывает опыт Летучего Шотландца Грэма Обри и его впоследствии запрещенная посадка Супермена - как и во всём в жизни, здесь должен быть разумный компромисс. В определённый момент аэродинамическая позиция начинает приносить ущерб мощности и эффективности, то есть, хотя сопротивление становится меньше, вы не можете выдавать необходимую мощность педалирования.
Миф 6.
"При помощи байкфита можно подогнать даже раму неправильного размера"
Хотя грамотный байкфит может гарантировать, что вы получите самую удобную и эффективную посадку для определённого типа езды, существует очень много настроек, которые вы можете сделать, прежде чем велосипед станет для вас удобен и эффективен. Главное - в первую очередь необходимо убедиться, что у вас правильный размер рамы, а затем уже отталкиваться от этого.
Велосипеды спроектированы таким образом, чтобы обеспечить определенную степень гибкости для каждого размера рамы и существует определённый допуск, который позволяет гонщику, не располагающемуся точно в центральной точке диапазона высоты для каждого размера, настроить посадку, не влияя на качество езды.
Скотт Хольц повидал всякое на своём веку...
Миф 7.
"Мучение – неизменный спутник езды на велосипеде"
Если вы испытываете боль или дискомфорт во время езды, то, вероятно, что-то пошло не так (в частности, ваша посадка). Независимо от того, делали ли вы байкфит или это указывает на физическую или медицинскую проблему, хороший специалист по посадке на велосипеде сможет это определить. Ключевой для настройки посадки становится предварительная оценка велосипедиста, которая рассматривает такие особенности организма, как гибкость, ширина седалищных костей, структура ног и так далее. Беседа с гонщиком также важна, чтобы узнать о любых известных ему личных медицинских проблемах, помехах или боли, которую он испытывает во время езды, а также о том, чего именно он хочет достичь при помощи байкфита.
«Главное, научить человека прислушиваться к собственному телу, а затем смотреть на него на велосипеде - тогда вы сможете сказать, что то-то происходит из-за того-то, - объясняет Хольц. - Например, боль в коленях имеет четыре возможные причины, и я не знаю, какая именно из них влияет до тех пор, пока не проведу физическую оценку, которая даст мне точное представление о том, какая из причин (или даже две) наиболее вероятны. Например, если у человека болят колени и у него высокие арки стоп, но они прогибаются под нагрузкой на педали, это будет выталкивать колени к верхней трубе при педалировании. Если этот человек не использует поддержку арки стопы, то весьма вероятно, что боль в коленях появилась из-за этого. Используйте в обуви поддержку арок стоп и проблема должна быть решена».
Миф 8.
"Замена компонентов, таких как седло, не влияет на мою посадку"
Думаете, что замена небольшой детали, такой как седло, не повлияет на вашу посадку? Тогда подумайте ещё раз. Хольц видел такое слишком часто.
«Ваши размеры – это не ваши размеры, - говорит он, имея в виду измерения настроек велосипеда. – Ваши размеры - это только измерения для этого конкретного набора оборудования. Это как раз то, в чём многие ошибаются - они что-то меняют, особенно сёдла, и это сказывается на всём остальном. Одно влияет на другое».
С сёдлами, в частности, разница между моделями или брендами может привести к изменению на несколько сантиметров - более чем достаточно, чтобы иметь эффект домино, сильно влияющий на ощущения. Замените что-нибудь вроде руля или даже педалей, и эффект может быть аналогичным.
Миф 9.
"Байкфит заканчивается, когда я выхожу за дверь"
Думайте о байкфит как о длительном процессе, а о вашем специалисте по посадке - как о наставнике. В конечном итоге вы возьмёте велосипед домой, начнете кататься на нём и, возможно, тогда вы действительно почувствуете преимущества правильной посадки. Однако есть вероятность, что у вас всё ещё останутся некоторые неудобства. В таком случае звоните вашему специалисту по посадке, который должен быть рад помочь исправить недочёты.
В идеале, он сам обязан позвонить вам через неделю или около того после байкфита, чтобы узнать как дела с вашей посадкой и всё ли вас устраивает. Если он этого не делает, а у вас возникли проблемы, не стесняйтесь звонить ему и озвучить их сами - это может быть что-то такое, что легко устранить, или, напротив, повлечёт за собой другие проблемы.
Хольц, несомненно, испытал это сам. «У меня были подобные байкфиты, - смеется он. - Вы исправляете одно и посадка становится удобнее, но потом человек замечает нечто другое, что его беспокоит, но он замечал этого раньше, потому что первая проблема была значительнее, и теперь он хочет, чтобы эта новая проблема была решена».
Хольц также рекомендует каждый год навещать своего специалиста по посадке, чтобы можно было поправить ошибки и устранить проблемы, прежде чем они станут слишком явными, или нанесут ущерб здоровью, или снизят эффективность.
Миф 10.
"Байкфит отнимет у меня целый день"
Тщательный велосипедный байкфит у хорошего специалиста занимает пару часов, так что не бойтесь, что вам для этого понадобится чуть ли не целый день. «Опытный специалист по посадке может сделать предварительную оценку, а большинство байкфитов укладываются в два часа или меньше, - поясняет Хольц. – Очевидно, что есть вещи, которые могут отнять дополнительное время, как, например, заржавевшие шипы на подошве, которые невозможно открутить, но при обычных обстоятельствах через два часа или чуть более того вы должны быть свободны».
Ифе Гласс, www.bikeradar.com
Перевод Борис Жуков