Когда дело доходит до мытья велосипеда, не пользуйтесь агрессивной химией и мойкой под давлением. Вот способы получше, которые рекомендуют специалисты Shimano и Pedro's…
Мойка велосипеда – это, конечно, не ракетостроение, но с надлежащим оборудованием и техникой мытья вы удалите больше грязи, причём гораздо быстрее. Вся эта грязь на вашем велосипеде только делает его медленнее, изнашивает детали и, чтобы сделать его более эффективным и быстрым, а также продлить срок службы, не забывайте его мыть.
Самыми распространёнными и самыми большими ошибками, которые совершают велосипедисты при мытье велосипеда, являются мытьё под давлением (привет, автомойки и «веломастерские», в которых это практикуют), а также замачивание рамы и деталей с агрессивными моющими средствами, которые могут привести к их разрушению.
Вода и моющее средство необходимы для мытья вашего велосипеда, но Мэтт Брэкен, совладелец производителя смазочных и чистящих средств для велосипедов Pedro's, подчёркивает, что вы должны использовать настройку душа на шланге, а не настройку мощности струи. Кроме того, выбирайте моющие и чистящие средства с нетоксичной растительной химией, которая не нанесет вреда вашему велосипеду, окружающей среде или вам.
«Любой материал, будь то сплав, композит или карбон, справится с водой, - говорит Брэкен. - Велосипеды сделаны с учётом того, что будут мокнуть. Но современные велосипеды имеют настолько малые допуски в деталях, что немного песка в точках вращения, на цепи или в подшипниках заставит велосипед стонать, скрипеть и хрустеть. При этом попавшая туда грязь вызывает преждевременный износ».
Мойка велосипеда
Специальное моющее средство для велосипедов предназначено для отделения грязи от велосипеда и её удаления. Вылейте моющий концентрат в ведро и добавьте воды в пропорциях в соответствии с инструкцией. Смочите губку, мягкую ткань или мягкую щётку в ведре и приступайте к работе.
Брэкен говорит, что для мытья всех деталей велосипеда необходимо использовать специальное чистящие средства и воду, и что такие средства не повредят тормозные колодки, трансмиссию, уплотнения вилки, подвеску или что-либо ещё. Не используйте воду под давлением, которая может проникнуть через уплотнения и вытеснить смазку в подшипниках, «намыльте» велосипед приготовленным раствором и позвольте моющему средству делать свою работу.
Затем, после того как рама будет хорошо покрыта пеной и все её трубы, детали и компоненты будут очищены, промойте все поверхности чистой водой и протрите насухо чистым мягким полотенцем (по той причине, о которой сказано чуть выше, не используйте для сушки сжатый воздух).
Обезжиривание и смазка трансмиссии
Если ваша цепь загрязнена немного и просто нуждается в быстрой очистке, добавьте несколько капель смазки для цепи в каждое второе звено и начните вращать её. Оставьте велосипед на 15-30 минут, а затем протрите цепь тряпкой. Большинство смазок для цепи проникают в дорожную грязь и расщепляют её, так что добавление небольшого количества смазочного материала помогает очистить цепь без необходимости полной мойки велосипеда.
Однако если ваша цепь покрыта густой грязью и смешанной с ней смазкой, необходима полная промывка обезжиривателем. Возьмите специальный обезжириватель («дегризер») для велосипеда и щётку, которая сможет проникнуть между зубьями кассеты и лапкой заднего переключателя, чтобы почистить его ролики. Тщательно прочистите зубья кассеты и передних звёзд, цепь и переключатели, чтобы удалить старую грязную смазку.
Когда вы почистите трансмиссию, промойте её чистой водой. Как подчёркивает Брэкен, вы должны видеть полностью чистые и обезжиренные голые металлические поверхности. Если у вас нет времени и желания на то, чтобы по локоть погружаться в грязную смазку и очиститель цепи, отвезите свой велосипед в магазин (мастерскую) для профессиональной мойки (только удостоверьтесь, моют они под давлением или нет).
Не забудьте смазать цепь после очистки. Добавляйте каплю смазки для цепи примерно через каждые два-три звена, а затем вращайте цепь по шестерням, чтобы смазать её, распределив масло. В завершение протрите цепь тряпкой, чтобы удалить лишнюю смазку.
Мойка подвески, амортизационной вилки и шарниров
Рекомендуется после каждой поездки протирать внутренние трубы амортизатора вилки чистой, сухой и мягкой тканью, чтобы удалить с них пыль и грязь. Вы также можете мыть их с мягким, разбавленным моющим средством для велосипеда и мягкой тряпкой. Будьте осторожны, не поцарапайте стойки жёсткими инструментами или мусором, прилипшим к вилке.
Моющие средства полезны, потому что вычищают грязь из уплотнений амортизационной вилки, где она обычно скапливается. После того, как вы закончите мытьё вилки, протрите стойки полиролью с силиконом для дополнительной защиты от внешних воздействий. Брэкен также советует регулярно мыть шарниры велосипеда водой с чистящим средством, чтобы уменьшить их износ и продлить время между посещениями мастерской для обслуживания.
Колёса и шины
Чтобы лучше очистить колёса и шины, снимите колёса с велосипеда. Мягкой щёткой и губкой тщательно «намыльте» колёса. Вымойте ободья, спицы, ниппели и втулки, затем промойте всё это чистой водой и насухо вытрите полотенцем.
Если ваши шины покрыты грязью, очень заманчиво обдать их мощной струёй под давлением. Не делайте этого. Лучше возьмите жёсткую щётку, смоченную в ведре с чистящим раствором и потрудитесь промыть протектор. Под конец процедуры промойте всё водой из шланга под обычным напором.
Что НЕ делать
Хотя мытьё велосипеда штука, в общем-то, не слишком сложная, есть несколько правил, которые необходимо соблюдать, чтобы защитить его детали и обеспечить их нормальную работу.
Во-первых, не протирайте роторы (дисковых тормозов) или тормозную поверхность обода (ободных тормозов) и вообще все другие детали тормозов скользкой полировкой на силиконовой основе. Категорически не рекомендуется, чтобы любая смазка попадала на колодки. Если ваши колодки в масле или смазке, протрите их спиртом и тщательно проверьте работу, прежде чем отправиться в следующую поездку. В зависимости от типа колодок вам может потребоваться заменить их, если они загрязнены.
Также избегайте использования скользких полировок в точках, где вы соприкасаетесь с велосипедом, то есть для седла, руля и педалей. В этих трёх местах вам необходимо надёжное сцепление с велосипедом, так что не делайте их скользкими.
Под конец напомним ещё раз, что вода под высоким давлением – злейший враг вашего велосипеда. Не используйте такой способ мытья! Давление просто забивает грязь во все возможные узкие щели (подшипники, шарниры и прочие места) и затрудняет его надлежащую очистку.
Чтобы вернуть велосипед в боевую форму и надлежащий вид, нужно не так уж много времени, даже если его последняя мойка была уже давно. Уделите на это время, а затем тщательно проверьте раму и компоненты, чтобы убедиться, что всё работает правильно и нет видимых повреждений. Если вы не уверены в том, какие моющие средства, обезжириватели или смазки использовать, обратитесь к специалисту в мастерской.
Когда ваш велосипед будет хорошо помыт, смазан и приведён в порядок, отправляйтесь в путь и наслаждайтесь плавностью хода и эффективностью работы, которые бывают лишь у чистого велосипеда. Не говорим уж про внешний вид!
Перевод. Оригинал на bikeshimano.com