ПОДПИСАТЬСЯ:
Вес велосипеда всегда был одной из основных характеристик для велосипедистов и продолжает оставаться таковым, несмотря на то, что специалисты уже не первый год утверждают, что гораздо проще получить преимущество в эффективности за счёт улучшения аэродинамики, чем за счёт снижения веса на несколько граммов.
Что ж, рассмотрим как влияет на езду то и другое.
Вес уже не так значим
Конечно, для улучшения езды в первую очередь необходимо упорно тренироваться и хорошо заботиться о здоровье. Однако и помимо этих усилий найдутся способы повысить эффективность.
Традиционно вес был навязчивой идеей велосипедистов. Не говоря о весе самого гонщика – пожалуй, главного аспекта, над которым нужно работать, - в какой-то момент велосипеды стали «худеть» до такой степени, что UCI пришлось установить нижний предел в 6,8 кг, чтобы предотвратить выход из-под контроля этого процесса, который уже ставил под угрозу надёжность велосипеда.
Мы все видели фотографии рычагов и звёзд, просверленных пользователями, чтобы облегчить их ещё на пару грамм, или экзотических компонентов, призванных уменьшить цифры на весах.
Но, хотя люди все ещё взвешивают велосипед, чтобы оценить, хорошая ли это машина, в последнее десятилетие акцент значимости сместился и придаётся всё большее значение аэродинамике. Впрочем, многие всё ещё считают её неким маркетинговым трюком, потому что эффект не так заметен, как конкретная цифра на весах. Однако аэродинамика может дать гораздо больший выигрыш, чем тот, который даёт снижение веса велосипеда.
Фактически, в последние годы вес отошёл на второй план. Внедрение на велосипедах дисковых тормозов и аэродинамических особенностей, таких как полностью внутренняя прокладка тросиков или проводов, привело к увеличению среднего веса велосипедов. Сегодня даже велосипеды профессионалов не граничат с весовым ограничением UCI, хотя ещё не так давно механики команд были вынуждены взвешивать велосипеды перед гонками, чтобы уложиться в этот лимит, и порой для этого приходилось даже добавлять сотню-другую граммов.
Только для подъёмов
Традиционное внимание к весу в велоспорте обусловлено тем, что он имел большое значение для исхода горных гонок. В этом плане известный параметр Вт/кг, то есть соотношение мощности, которую велосипедист способен выдать, с массой, которую он должен переместить, становится решающим, поскольку велосипедисту приходится преодолевать силу гравитации.
Однако ряд исследований показали, что, хотя вес играет важную роль при подъёмах, особенно когда уклон превышает 8% (не говоря уже о муках на «стенке»), разница в 1 кг, которая может быть между велосипедами среднего и высокого уровня, означает лишь разницу в несколько секунд на трассе, при этом речь всегда идёт о подъемах со значительным градиентом.
На большинстве пологих и постоянных подъёмов связанная с весом разница совсем незначительна и часто из-за скорости свыше 25 км/ч, с которой преодолеваются эти подъёмы, аэродинамика становится более важной для общей эффективности, чем вес.
Езда в воздухе
Велосипед перемещается в воздухе — субстанции определённой плотности, которая препятствует нашему движению. Задача аэродинамики — найти способ преодолевать воздух с минимальным сопротивлением.
Хотя многие скептически относятся к аэродинамике, поскольку она обычно сумма небольших выгод, а потому для обычного велосипедиста её трудно оценить количественно, почти все мы пользуемся ей, когда можем.
Самой наглядной демонстрацией выигрыша от аэродинамики является езда за другим велосипедистом. Гонщику впереди приходится преодолевать сопротивление воздуха, тогда как гонщик сзади прилагает гораздо меньше усилий, используя вакуум, остающийся за лидером.
Слагаемые аэродинамики
Практически любой элемент, проходящий через поток воздуха, влияет на аэродинамику, и в этом плане можно улучшать многие аспекты, не влияя негативно на другие параметры.
Первый из них — это посадка на велосипеде, которая должна обеспечить как можно меньшую фронтальную площадь, то есть ту область велосипеда и велосипедиста, которая сталкивается с потоком воздуха. Это достигается за счёт более компактной посадки, то есть гонщик располагается максимально горизонтально и как можно у́же, что достигается, например, с помощью набирающего сейчас популярность узкого руля.
Одежда — ещё один важный аспект: она должна как можно плотнее прилегать к телу и не иметь складок, которые вызывают турбулентность, замедляющую движение. В последние пару лет для гоночной одежды также используются аэродинамические ткани, внешняя текстура которых сглаживает воздушный поток.
Ну и, наконец, непосредственно к велосипеду. Практически все современные байки в большей или меньшей степени уже имеют аэродинамические особенности. В спортивных велосипедах всё больше отдают приоритет этому параметру, применяя особые профили труб и колёс, а также компоненты с высокой аэродинамикой. Отдельные преимущества, обеспечиваемые аэродинамическими компонентами, сами по себе невелики, но их взаимодействие и слагающаяся из этого сумма действительно имеют значение.
Взаимодействие, кстати, чрезвычайно важно, потому что, например, шлем может обеспечивать серьёзное аэродинамическое преимущество для одного гонщика и очень малое для другого, поскольку у него другая посадка, и найти подходящий вариант не так просто, как вычесть граммы.
Что выбрать?
Как всегда, это зависит от составляющих. Очевидно, что если мы небольшой и лёгкий велосипедист и регулярно ездите по холмистой (горной) местности, то параметр веса для вас будет важнее. В любом случае, вес тела всегда важнее веса велосипеда. А то часто бывает, что велосипедист тратит огромные деньги, чтобы облегчить велосипед на несколько сотен граммов, хотя у него самого явно лишние несколько килограммов.
Однако на местности, по которой у нас ездит большинство велосипедистов (равнинная местность и довольно пологие подъёмы), важной становится аэродинамика, которая может обеспечить хорошую экономию ватт. Очевидно, что начинать здесь надо с точной настройки посадки на велосипеде, а уже потом приобретать соответствующее оборудование.
Естественно, когда вы собираетесь приобрести новый велосипед, в решении должно учитываться, какой параметр вы хотите поставить в приоритет. Если подавляющее большинство ваших поездок происходит по равнинной местности, наверное, стоит пожертвовать несколькими сотнями граммов и остановить выбор на более аэродинамической модели, даже несмотря на то, что вы не сможете похвастаться лёгкостью своего байка перед товарищами по заездам.