ПОДПИСАТЬСЯ:
Колёса как с зацепами, так и без них имеют свои преимущества и недостатки, поэтому стоит разобраться, какие подойдут именно вам.
Многие в поисках обновлений для своего велосипеда в первую очередь обращают внимание на колёса. Действительно, различные колёса могут дать на удивление различные ощущения и впечатления от езды. В зависимости от конструкции они также могут играть очень значительную роль в плане скорости и эффективности.
При выборе новых колёс существует масса характеристик, которые следует учитывать, и один из самых важных вопросов, возникающих при этом, заключается в том, выбрать новые колёса без зацепов на ободьях или остановиться на традиционных колёсах с зацепами.
Как у тех, так и у других есть свои преимущества и недостатки, однако, несмотря на то, что в последние годы популярность колёс без зацепов резко возросла, многие ещё могут не знать, что именно они собой представляют и что могут предложить.
Что такое колёса без зацепов (крюков)?
В былые времена, с начала до середины 2010-х годов, конструкция велосипедных колёс, в том числе появившихся на рынке широких вариантов, совместимых с бескамерными моделями шин, имела край обода, который загибался в своего рода крючок.
Такой крюк позволяет борту шины надёжно зацепиться за обод и зафиксироваться на месте, поскольку шина, по сути, зацепляется этим крюком. Загнутая конструкция также помогает камере принять правильное положение для нормальной работы с ободом и шиной.
Однако по мере того, как карбоновые и бескамерные колеса становились всё более популярными, производители начали отказываться от привычного крюка в пользу плоской конструкции с прямыми стенками обода, то есть без зацепов. Такую конструкцию ещё называют TSS (Tubeless Straight Side – бескамерная прямая стенка). Конструкторы создают такие колёса специально для современных бескамерных шин, что позволяет ездить на них при гораздо более низком давлении.
Как работают ободья без зацепов?
На колёсах без зацепов вместо крюка борта шины фиксируются на месте за счёт давления.
Ключевым фактором, необходимым для правильной установки шины на обод без зацепов, здесь становится правильный диаметр обода в посадочном месте борта (плоская часть, на которой сидит шина), при котором посадочное место оказывается достаточно широким, чтобы шина могла сидеть ровно, её борт не перегибался и мог работать оптимально.
На ободьях с зацепами накачанная шина не сидит на посадочном месте борта, а прижата к боковым стенкам на несколько миллиметров выше крюков, и именно сердечник борта шины обеспечивает реактивную силу, удерживающую шину на месте. Поэтому при использовании колёс без зацепов важно, чтобы бескамерный борт вставал на должное посадочное место и плотно прилегал к краям ободьев.
Колёса такого типа уже давно обыденность для автомобилей и мотоциклов. Но из-за более высоких давления и нагрузок, связанных с шоссейной и, отчасти, гравийной ездой, производители поначалу не решались на этот ход для велосипеда. Однако ситуация меняется.
Каковы преимущества колёс без зацепов?
Изначально колёса без зацепов приобрели особую популярность в МТБ, где гонщики уже давно перешли к более низкому давлению в шинах, которое обеспечивает как раз система без зацепов.
Ободья без крюков на боковых стенках также помогают снизить сопротивление качению, поскольку они не зажимают боковину шины внутрь, поэтому профиль шины становится чуть выше и создаётся более плавный и аэродинамический переход между шиной и ободом. В результате вы получаете немного более быструю форму шины.
Плюс к этому, более низкое давление на колёсах без зацепов обеспечивает лучшее сцепление, а поскольку в шинах нет камер, то и проколы должны случаться реже.
Каковы недостатки ободьев без зацепов?
Несмотря на то, что колёса без крюков обладают преимуществами аэродинамики и прочности, они не лишены и недостатков.
Поскольку на ободе без крюков шину в нужном положении удерживает давление, для правильной работы соответствие шины и обода при установке должно быть точным. Даже смещение на долю миллиметра может вызвать проблемы, поэтому не все шины подходят для любого колеса без зацепов. Поначалу это отпугнуло многих велосипедистов от новой технологии, поскольку не давало возможности использовать желаемую шину на конкретном ободе. Однако с течением времени ассортимент шин, подходящих для колёс без крюков, значительно расширился.
Благодаря тому, что ETRTO (Европейская техническая организация по шинам и ободьям) за последние несколько лет ввела стандарты внутренней ширины для ободьев без крюков, практически каждый производитель шин создал целую линейку, соответствующую этой внутренней ширине. Благодаря стандартизации ободьев, теперь у гонщиков больше выбора и проще установка шин. Большинство брендов публикуют списки моделей колёс, протестированных и подтверждённых на соответствие бескамерным шинам.
Но, тем не менее, у колёс без зацепов есть некоторые ограничения на то, с какими покрышками они совместимы, и могут ли при необходимости использоваться с камерой или нет.
Колёса без зацепов также требуют значительно более низкого давления в шинах (до 5 атмосфер), поэтому тем, кто предпочитает более высокое давление, потребуется обод, способный его выдержать. Это не становится проблемой для велосипедистов МТБ или гравела, которые обычно используют давление значительно ниже 5 бар, но шоссейные велосипедисты, давление в шинах у которых часто значительно выше, могут предпочесть что-то понадёжнее.
Что выбрать?
Практически каждый крупный производитель колёс выпускает варианты как с зацепами, так и без них, и оба могут быть отличными. Правильный выбор зависит от конкретной дисциплины, стиля и потребностей каждого велосипедиста.
Те, кто предпочитает преимущества более низкого давления, небольшое аэродинамическое преимущество и не особо придирчив в выборе шин, наверное, будет более чем доволен на колёсах без зацепов. Те, кому абсолютно необходимы определённые шины, кто предпочитает использовать шины при высоком давлении или использует камеры, может предпочесть традиционный вариант с зацепами.
По материалам bikerumor.com