Колёса – одна из важнейших, если не самая важная, составляющих апгрейда шоссейного велосипеда. Хорошие колёса могут дать вам гораздо более, чем вы ожидаете (особенно, если таковые вы не пробовали ранее), в плане скорости и эффективности езды. Так что если вы хотите повышения спортивных результатов или, возможно, просто большего удовольствия при катании, то вот прямо здесь и сейчас задумайтесь о замене «чугунных», но при этом «ватных» заводских колёс, доставшихся вам в комплекте при покупке велосипеда и которые предназначены лишь для того, чтобы удешевить его стоимость, на достойную пару, которая обеспечит вам совершенно новый уровень езды.
Однако, при нынешнем изобилии на рынке брендов и моделей, выбор оказывается мучительно сложен. Что выбрать? Как выбрать? Где выбрать? Не претендуя на охват всего рынка, мы рассмотрим особенности имеющихся у нас действительно хороших универсальных колёс, подходящих для абсолютного большинства случаев шоссейной (и даже не только) езды, от трёх производителей, которые давно и основательно зарекомендовали себя как одни из лучших.
Итак, Fulcrum, Zipp или Easton? Читайте далее и делайте свой выбор…
Заслуженные производители, очень достойные колёса. Какие из них лучше - решать вам.
ВЫСОТА ОБОДА
Для сравнения мы взяли колёса со средней высотой обода – наиболее универсальной для шоссе. На влиянии высоты обода на рабочие характеристики колёс мы остановимся подробнее чуть ниже при рассмотрении прочих показателей, а пока констатируем голые факты.
1. Zipp 303 FIRECREST – 45 мм.
2. Fulcrum RACING QUATTRO CARBON – 40 мм.
3. Easton EC90 SL – 38 мм.
ФОРМА ОБОДА
Просто перечислим особенности.
1. Easton EC90 SL в этом плане, пожалуй, наиболее инновационны. Они отличаются большой внутренней шириной – 19 мм, - что делает их универсальными, позволяя ставить более широкие шины и добавляя стабильности (подходят не только для шоссе, но и для кросса, и для гравела). Очень большая внешняя толщина 28 мм разрабатывалась согласно стратегии аэродинамики и работает в этом направлении совместно со специальной скруглённой формой верха обода, которую производитель называет Fantom, и которая призвана снизить влияние бокового ветра под разными углами (отметим, что это работает не только в теории, но и на практике). Большим плюсом в сравнении с конкурентами является совместимость этих колёс с бескамерными шинами.
2. Zipp 303 FIRECREST имеют внутреннюю толщину обода 17 мм, что позволяет клинчерным шинам принимать более широкую и более стабильную, по сравнению с обычными ободьями, форму без снижения сопротивления качению. Внешне, согласно аэродинамическим тенденциям последних лет, ободья имеют довольно большую толщину 26,4 мм, а их поверхность имеет выемки («технология управления пограничным аэродинамическим слоем» ABLC Sawtooth, как это называет Zipp), призванные сглаживать воздушный поток.
3. Fulcrum RACING QUATTRO CARBON также имеют внутреннюю толщину обода 17 мм (см. 303 Firecrest), а их внешняя толщина составляет 24,2 мм. Сама форма обода достаточно традиционна для средней высоты. Больше, пожалуй, особо отметить нечего.
ВЕС (пара)
В качестве меры мы взяли заявленный производителем вес пары колёс.
1. Easton EC90 SL – 1473 г.
2. Fulcrum RACING QUATTRO CARBON – 1555 г.
3. Zipp 303 FIRECREST - 1625 г.
Показатели, учитывая высоту обода, довольно предсказуемы: колёса с самыми низкими ободьями (в которых использовано меньше материала) оказались самыми лёгкими. К тому же Easton имеют меньше спиц.
Вес влияет на динамику разгона, а также важен при подъёмах – естественно, что более лёгкие колёса проще раскрутить (что важно, например, при спринте) и их легче вращать в гору.
Ступицы колёс Zipp обеспечивают самое лучшее вращение, но, по отзывам, не отличаются надёжностью.
ВРАЩЕНИЕ
Для испытания колёс на вращение мы придумали собственный тест, где заднему колесу (на котором стоит кассета и втулка которого одна из наиболее важных деталей трансмиссии) задавалось равномерное вращение с одинаковым усилием 1 Ньютон (чуть менее 1 кг силы), а затем засекалось время до его полной остановки.
1. Zipp 303 FIRECREST – 21,1 секунды вращения.
2. Fulcrum RACING QUATTRO CARBON – 17,2 секунды вращения.
3. Easton EC90 SL – 14,7 секунды вращения.
На первый взгляд, победитель совершенно очевиден – ступицы Zipp обеспечивают отличное вращение. И это так, но только в результатах данного теста. Дело в том, что подобные испытания не дают чистого результата свободы вращения колеса на втулке, поскольку в показатель вмешиваются сопутствующие факторы.
К таковым факторам относятся перечисленные в предыдущих пунктах высота обода и вес колеса. Колесо с более высоким ободом показывает лучшую аэродинамику при вращении, особенно в условиях теста в помещении, когда полностью отсутствует боковой ветер, создающий парусность и тормозящий вращение. Не забудем и о том, что более короткие спицы при высоком ободе также меньше сопротивляются воздушному потоку. Плюс к этому, колесо с более тяжёлым (высоким) ободом имеет бОльшую инерцию и, соответственно, большее время вращения.
АЭРОДИНАМИКА
Конечно, для объективной информации нужно было бы протестировать эти колёса в аэродинамической трубе, но, к сожалению, у нас нет такой возможности и мы ограничимся информацией от производителей, попытавшись отфильтровать маркетинговые слоганы от реальности.
1. Несомненно, что более высокий обод обеспечивает лучшую аэродинамику. И здесь Zipp 303 FIRECREST, имеющие к тому же аэродинамические выемки на поверхности обода, имеют преимущество (что и было доказано на тесте вращения). Однако верно это лишь при прямом лобовом сопротивлении воздушного потока, что исключительно редко случается в реальных условиях гонки (только при полном отсутствии ветра).
2. В реальности на колесо под различными углами с той или иной силой воздействует ветер, тормозя движение и нарушая его стабильность. В этом случае становится важна не только высота, но и форма обода. И здесь стоит обратить внимание на Easton ЕС90 SL, с их уже упоминавшейся скруглённой формой верха обода, снижающей воздействие бокового ветра (что, кстати, хорошо чувствуется на трассе, особенно в ветреную погоду). Так что второе место здесь условно и эти колёса вполне могли бы разделить пальму первенства в категории с Zipp 303.
3. Fulcrum RACING QUATTRO CARBON не отличаются особыми инновациями ободьев в сфере аэродинамики, но при такой высоте и вполне современной толщине обеспечивают её на должном уровне.
Все три вилсета (особенно от Easton), согласно тренду последних лет, отличаются внушительной толщиной обода.
НАДЁЖНОСТЬ
Этот параметр мы оцениваем по отзывам профессиональных спортсменов и механиков, а также по частоте ремонта тех или иных колёс в нашей мастерской.
1. Наилучшей репутацией среди наших конкурентов безоговорочно пользуются FULCRUM – об их надёжности все мгновенно говорят даже не задумываясь, да и в мастерской у нас они чрезвычайно редкие гости.
2. EASTON EC90 SL, получившие новые втулки Echo, которые значительно повысили надёжность этих колёс, также успели заработать хорошую репутацию и рекламации на них - единичные случаи за три года с момента появления их на рынке.
3. А вот надёжность ZIPP у многих вызывает нарекания, поскольку их прекрасно вращающиеся ступицы со временем разбалтываются и требуют замены подшипников.
ЦЕНА (пара)
1. Fulcrum RACING QUATTRO CARBON – 90 675 рублей.
2. Easton EC90 SL – 125 970 рублей (со скидкой).
3. Zipp 303 FIRECREST – 165 000 рублей.
Для этих параметров комментарии, думается, излишни.
Ложе обода Fulcrum Racing Quattro и Easton EC90 SL не имеет отверстий для спиц, а потому эти колёса можно использовать без ободной ленты. С другой стороны, это может несколько затруднять ослуживание.
ИТОГО
Можно было бы расставить эту троицу в призовом порядке, основываясь на сумме занятых мест в категориях, но, пожалуй, мы расставим лишь акценты на их сильных сторонах, а выводы сделать и выбрать наиболее предпочтительную пару колёс вы сможете для себя сами. Итак, по алфавиту:
- Easton EC90 SL: универсальность (в том числе совместимость с бескамерными шинами), лёгкость, надёжность;
- Fulcrum RACING QUATTRO CARBON – надёжность, хорошее вращение, лучшая цена.
- Zipp 303 FIRECREST – отличное вращение, аэродинамика и, конечно, импозантность и желанность бренда.
Борис ЖУКОВ