Наверняка вы порой смотрели профи по телевизору и представляли себе какие результаты вы сами могли бы показать, будь только у вас, например, разделочный Pinarello Bolide, аэродинамический комбинезон от Nalini и шлем Kask Bambino?
Велогонщики любого уровня всегда ищут способы ехать быстрее и, если вы можете сделать это без какой-либо дополнительной подготовки и финансовых вложений - прекрасно. Но технические аспекты тоже играют не последнюю роль.
Любой велосипедист-любитель может улучшить свои результаты при помощи правильной посадки на велосипеде, консультаций специалистов, тренировок и должного питания, не так ли? И хотя мы не ставим под сомнение улучшение результатов после усердных тренировок, есть другой путь.
Нет никаких сомнений, что с помощью технологий, которые в настоящее время широко доступны, можно просто «купить скорость» и мгновенно стать быстрее. Вопрос заключается в том, сколько скорости вы можете купить, и сколько это будет стоить?
Журналисты портала Cycling Weekly решили проверить это. Они не предлагают незамедлительно спустить все свои деньги на последние аэродинамические новинки, а задались целью узнать насколько быстрее можно ехать, обладая полным аэродинамическим комплектом по последнему слову техники? Даёт ли дорогой комплект такую уж существенную разницу в скорости?
Проверка велась на шоссейном велосипеде начального уровня со стандартным набором оборудования против топовой аэродинамической машины для гонок на время и одним из самых аэродинамических комплектов одежды из имеющихся на рынке. Велосипеды и комплекты одежды, использованные в тесте, располагаются на противоположных концах спектра, но главное, что всё это можно купить.
Понятно, что это не самый точный эксперимент. Подобный тест, при соответствующих возможностях, можно провести в аэродинамической трубе и, следовательно, получить значительно более входных данных и показатели были бы значительно точнее, но тогда пропала бы реальность условий, ведь никто не проводит гонки в аэродинамической трубе.
Так что будем считать, что это вполне показательный тест в реальных условиях, но важно помнить, что он проводился, чтобы дать людям общее представление о том, сколько времени можно сэкономить при использовании лучших из доступных оборудования и одежды.
Были проведены два тестовых заезда на 16 км. Обе поездки были сделаны в один и тот же день при средней мощности около 300 Вт. Трасса была средней степени сложности и регулярно используется местными велосипедными клубами. Мощность 300 Вт была выбрана потому, что это типичный выход многих спортсменов-любителей в гонках на время, а также этот показатель обеспечивает скорость, на которой вступает в игру аэродинамика.
Аэродинамические элементы
Аэродинамические выгоды предоставляет не только велосипед - нам нужен комбинезон. Был выбран один из самых лучших, в котором Алекс Доусетт в своё время установил часовой рекорд (а тогда при подготовке для него было протестировано 57 различных комбинезонов). К тому же, комбинезон был подогнан под конкретного гонщика для нашего теста.
Гонщики-любители часто считают, что комбинезон – это «всего лишь комбинезон», но это не так. Некоторые ткани гораздо более аэродинамические, чем другие, а при скорости 48 км/ч на ваше тело приходится 90% от общего сопротивления воздушного потока, так что то, во что вы одеты, становится чрезвычайно важным. Разница в сопротивлении между тканями может привести к такой экономии потребляемой мощности, о которой дизайнеры велосипедов могут только мечтать.
Отвечая на вопрос о разнице между обычным комбинезоном и премиум, инженер по аэродинамике Саймон Смарт пояснил мне, что «хотя есть много задействованных переменных, таких, например, как размер велогонщика, я бы ожидал, что разница будет, по меньшей мере, 10 Вт при 48 км/ч и будет не удивительно, если разница достигнет 30 Вт».
Шлем Kask Bambino Pro, использованный при тесте, используется профессиональной командой Team Sky. Он был выбран не просто так – во время езды у меня есть привычка опускать голову. Более длинный хвост шлема может оказывать большее сопротивление, если он постоянно торчит вверх.
Для измерения мощности были использованы педали Garmin Vector и велокомпьютер Garmin Edge 1000. Езда с измерителем мощности удобна и информативна, поскольку предоставляет вам немедленную обратную связь и помогает контролировать ваши усилия. Измерение мощности при помощи педалей также делает тест более справедливым, так как отображает потери в трансмиссии.
Для того, чтобы убедиться, что у меня была посадка для гонки на время, я проконсультировался с доктором Крисом Бартлеттом, который является бывшим элитным велосипедистом, тренером и экспертом велоспорта. Он пояснил: «Должен быть компромисс, поскольку очень низкая и более аэродинамическая посадка может привести к более низкой выходной мощности».
Мне нужна была посадка, которая была бы стабильной и без потери мощности, но он подчеркнул: «Положение головы имеет решающее значение. Сосредоточьтесь на том, чтобы держать голову низко, если хотите избежать разрыва между вашей спиной и шлемом». На вопрос о том, насколько низкая посадка мне подойдёт, Бартлетт ответил: «С помощью множества тренировок вы можете разработать соответствующие группы мышц, необходимые для работы в наиболее эффективной аэродинамической посадке».
Оба заезда были совершены в один день с 10-минутным отдыхом между ними. Поскольку обе поездки были совершены по одному и тому же маршруту с одной и той же выходной мощностью, усталость никак не могла повлиять на результаты. Во время езды на обычном шоссейнике я сделал все возможное, чтобы быть как можно ниже и занимать, насколько это возможно, наиболее аэродинамическую посадку, прижимая локти и ехав, держась за дропы руля.
Аэродинамика явно способствовало более быстрому времени, но и эффективность трансмиссии более высокого уровня, снижающей трение и сопротивление качению, также внесла свой вклад в общее ускорение. Топовый разделочный велосипед ощущался быстрым, плавным и катился свободно, тогда как в шоссейнике начального уровня оказалось заметно большее механическое сопротивление при вращении педалей.
Так что если вы усердно тренируетесь каждый день, а ваш друг с помощью топовой техники бьёт вас на минуту, не стесняйтесь привести данный тест как доказательство того, что вы бы выиграли, будь вы на таком же велосипеде.
Свобода скорости
Следует подчеркнуть, что сэкономленное время будет, конечно, отличаться в зависимости от выходной мощности гонщика. Но если вы не можете позволить себе полностью новый комплект, на что вы должны обратить внимание в первую очередь?
На скорости 40 км/ч ваше тело будет оказывать около 80% от общего сопротивления, а на 50 км/ч эта цифра возрастает до 90%. Следовательно, ваша одежда и положение тела становятся чрезвычайно существенны. Хотя велокомбинезон, который мы использовали, был жутко дорогим (около 34-х тысяч рублей), если учесть, что он экономит больше ватт, чем рама за 300 тысяч или комплект колёс за 200 тысяч, он обеспечивает значительно большую отдачу от затраченных средств.
Когда Смарта спросили о том, что дает большую экономию времени, велокомбинезон или посадка, он ответил: «Посадка на первом месте! Найдите положение, которое уменьшает лобовое сопротивление, при том, что вы сможете поддерживать хорошую выходную мощность. После этого вы сможете заметить и преимущества велосипедного комбинезона».
А что если у вас нет средств на все эти заманчивые, но дорогие штучки? Бывший специалист в гонках на время Мэтт Клинтон говорит, что вы можете получить кое-какие преимущества и бесплатно: «Перед покупкой скорости вы должны обратить внимание на то, что обойдётся вам бесплатно – такие, например, вещи, как хорошее крепление номера, чтобы он не развевался и не хлопал подобно флагу, чистка цепи, убедитесь, что ваши переключение и тормоза работают должным образом, поддерживайте хорошее давление в шинах и делайте качественный разогрев».
На вопрос какую же часть комплекта он порекомендовал бы в первую очередь, Клинтон сказал: «Очевидный выбор был бы в пользу измерителя мощности. С его помощью вы можете отслеживать ваши успехи, узнать, как правильно педалировать и поддерживать темп, а также определить реальную пользу от других частей аэродинамического комплекта».
Несмотря на то, что в течение короткой гонки на время на 16 км пить вам по сути не нужно, фляга может выступать в качестве обтекателя и необходима для длительных гонок. Мы выбрали комплект из держателя и фляги Elite Chrono, который имеет узкую форму с ямочками на поверхности, уменьшающими лобовое сопротивление.
Были установлены трубчатые шины Continental Attack / Force. Более узкая 22-мм передняя шина немного более аэродинамическая, тогда как более широкая 24-мм сзади даёт большую тягу. Возможно, существуют и более быстрые шины, но Continental имеют очень хорошую защиту от проколов.
В погоне за несущественным выигрышем, мы заменили направляющие ролики заднего переключателя Dura-Ace керамическими. Сверхплавные подшипники показывают коэффициент трения, стремящийся, похоже, к нулю – таким образом недалеко и до вечного двигателя!
Идея состояла в том, чтобы попытаться сделать трансмиссию немного более эффективной, поэтому мы также тщательно очистили цепь и смазали её специальной антифрикционной смазкой, которая, по заявлению производителя, на 27% более эффективна, чем конкурентные.
Разница во времени 3 минуты и 40 секунд легко могла бы стать разницей между первым и последним гонщиком в заезде. С учетом разницы в цене между комплектами, которая составила порядка 950 тысяч рублей, это эквивалентно примерно 4270 рублей за каждую сэкономленную секунду.
Велосипед и одежда начального уровня
Оборудование начального уровня было выбрано не самое дешёвое из возможных, а просто недорогое, которое как нельзя лучше подходило под конкретные задачи нашего теста.
Bелосипед представлял собой этакий компромисс цены и качества исполнения для тех, кто только начинает или не претендует на многое. Облегание веломайки и велотрусов было достаточно аэродинамическим, а простой шоссейный шлем – довольно лёгок и комфортен. Для обоих заездов использовались одни и те же велотуфли и педали с измерителем мощности.
Переход с шоссейника на велосипед для ТТ
Не имея до этого велосипеда для ТТ, я понятия не имел, какое время я мог бы показать. Всё было нормально, я был хорошо готов, ноги свежие, разогрев прошёл по плану, условия оказались благоприятными и, конечно, у меня был весь этот великолепный аэродинамический комплект. Я ехал на старт, когда случилось страшное – отказал электронный переключатель Di2.
Сердце моё упало, когда до меня дошло, что я должен ехать гонку на время исключительно на передаточном соотношении 53-15. Могло быть и хуже, но без выбора передач я изрядно влип. Выйдя на заданные параметры мощности, я должен был бы использовать переключение, чтобы показать максимальный потенциал на пологих участках, но на самых быстрых участках мне просто приходилось крутить педали настолько быстро, насколько мог. Закончил я с нелепой средней частотой педалирования 108 об/мин.
Мое время было 20 минут 11 секунд. Время, о котором я и мечтать не мог месяцем раньше, и которое обеспечило бы мне национальный рекорд в 1978 году! Но, в конечном счете, это было разочарование, поскольку я остался заинтригован, что могло бы быть, если бы не поломка. Если бы переключение работало, и мне не приходилось бы бешено вращать педали на быстрых участках, смог бы я выйти из 20 минут? Хотя, это лирика. Вы можете потратить столько денег, сколько потянете, приобрести лучший комплект из возможных, но всё ещё может пойти не так.
Оливер Бриджвуд