Учитывая давнее и легендарное велосипедное наследие Pinarello, даже удивительно, что новый Bolide TR+ - это дебютный велосипед специально для триатлона от итальянской велолегенды. И всё же, как только TR+ был представлен в октябре прошлого года, он показал себя наилучшим образом, тут же войдя в историю Чемпионата мира Ironman 2018 в Коне на Гавайях, где австралиец Кэмерон Вурф побил рекорд 180-километрового велосипедного этапа. Время было остановлено на 4:09:06.
Этот результат был достигнут благодаря предшествующему тщательному процессу проектирования и создания дебютного велосипеда для триатлона от Pinarello при непосредственном участии Кэмерона Вурфа. К счастью, триатлонные велосипеды не должны соответствовать конструктивным ограничениям, установленным UCI для профессиональных машин для гонок на время, таких, например, как профиль труб. Это позволило Pinarello взять велосипед с уже и без того скрупулёзно проработанной аэродинамикой (текущая версия Bolide TT) и сделать его ещё более быстрым и комфортным, особенно для потребностей Ironman, без каких-либо конструктивных ограничений. Конечным результатом стало рекордное время Вурфа, которое было на три минуты быстрее, чем у ближайшего соперника, а средняя скорость на протяжении 180 км составила 43 км/ч.
Нам удалось провести эксклюзивный тест Bolide TR+, чтобы посмотреть в деле, что он может предложить простым смертным. Удобно ли на нём, при всей его аэродинамике? Какие специфические решения для триатлона были добавлены? И стоит ли всё это ценника в МИЛЛИОН рублей? Давайте разберёмся…
РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ
В 1952 году итальянский профессиональный велосипедист Джованни Пинарелло повесил велотуфли на гвоздь и открыл небольшую мастерскую для велосипедистов в Тревизо, что в северо-восточной Италии. Быстро завоевав надёжную репутацию, он начал создавать велосипеды, которые вскоре стали ездить в профессиональном гоночном пелотоне. На сегодняшний день Pinarello 15 раз проезжал по Парижу с триумфатором в жёлтой майке, как велосипед, выигравший генеральную классификацию «Тур де Франс».
В 2009 году партнером Pinarello стала перспективная британская профессиональная шоссейная команда Team Sky. С самого начала новая команда подталкивала всех своих поставщиков оборудования к расширению границ для максимального увеличения своей гоночной эффективности, хотя Pinarello и без того уже давно находится в этом плане в лидерах.
Оригинальный Bolide был выпущен в 2013 году. К 2015 году Pinarello заключил партнерские отношения с Jaguar, чтобы создать более быструю версию Bolide HR, специально созданную для установления Брэдли Уиггинсом Часового рекорда. Аэродинамические наработки и преимущества были затем применены к очередной версии Bolide TT в 2016 году, в которой также был снижен вес на 350 г по сравнению с изначальным фрейм-сетом.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ТРИАТЛОНА
Самым очевидным отличием между Bolide TT и триатлонным Bolide TR+ являются дополнительные контейнеры для хранения, которые становятся всё более популярными для длинных дистанций триатлона. Контейнер для еды и гелей расположен на верхней трубе, начинаясь сразу за выносом и протянувшись по верхней трубе, обеспечивая плавный переход потока воздуха от выноса вдоль самого контейнера. Контейнер большего размера, закрывающий зазор между нижней и подседельной трубами, предназначен для инструментов и любых других потребностей гонщика. Благодаря длительным и многочисленным испытаниям в аэродинамической трубе и моделированию вычислительной гидродинамики (CFD), оба контейнера имеют обтекаемые формы, которые улучшают аэродинамику рамы по сравнению с первоначальным Bolide.
Для Bolide TR+ Pinarello представил несколько других специфических настроек геометрии. Во-первых, головная труба на 35 мм длиннее, чем у версии для гонок на время. Более высокая посадка гонщика обеспечивает общее улучшение комфорта на более длинных дистанциях Ironman, по сравнению с гораздо более короткими шоссейными гонками ТТ. Еще одно существенное отличие геометрии TR+ заключается в том, что высота кареточного узла на 8 мм ниже. Это, в первую очередь, направлено на обеспечение лучшей управляемости и устойчивости. Угол наклона подседельной трубы стал 78°, что ещё добавляет ещё больше комфорта благодаря более удобной посадке, сдвинутой вперёд.
Для дополнительного улучшения аэродинамики и увеличения тормозной способности, Bolide TR+ имеет дисковые тормоза. Использование дисковых тормозов вместо обычных ободных обеспечивает более чистый фронтальный профиль и улучшенное управление воздушным потоком посредством труб особой формы. Все провода и тросики проложены внутри, а гидравлические трубки переднего тормоза проходят через ногу вилки, сохраняя всё снаружи как можно более аэродинамическим. Ноги вилки значительно изогнуты, что уменьшает турбулентность. Использование заднего дискового тормоза также позволило увеличить аэродинамический профиль обтекателя на задних перьях, улучшив прохождение воздушного потока от подседельной трубы на заднее колесо.
КОМПЛЕКСНЫЙ ДИЗАЙН
Нравится это или нет, но характерной чертой Pinarello стали волнистые трубы и вилки с тех пор, как они начали изготавливать фрейм-сеты из карбона. Стиль TR+ продолжает традиции благодаря своей слегка изогнутой верхней трубе, верхним задним перьям и вилке, сохраняя при этом приоритеты аэродинамики. Подседельная труба также отличается небольшими изгибами с вырезом под заднее колесо для улучшения прохождения потока воздуха от рамы к заднему колесу. Для Bolide TR+ Pinarello использует то, что называет «аэрокосмическим» (и не даром – такой карбон используется в аэрокосмической промышленности) карбоном высочайшего класса Torayca T1100G с технологией NanoAlloy. И мы, безусловно, можем ручаться за его жесткость, поскольку он обеспечивает отличную передачу мощности.
Форма нижней трубы довольно сложна и подчеркивает стремление Pinarello к максимальной аэродинамической выгоде. Ближайшая к головной трубе секция имеет расширяющийся профиль, поднимающийся вверх, чтобы соответствовать задней части вилки, а затем перетекающий в более тонкий каплевидный профиль с вырезанным участком спереди, в который плотно «садится» переднее колесо. Затем профиль резко меняется на более широкий с более округлым передним краем и вогнутым задним профилем (разработанный для того, чтобы защитить флягу с водой от потока воздуха). Два болта позволяют легко отсоединить контейнер для хранения, если вы хотите заменить его на держатель фляги. Зажим подседельного штыря аккуратно встроен в заднюю часть подседельной трубы и регулируется двумя шестигранными болтами.
Тестовый Bolide TR+ был полностью оснащён топовым оборудованием Red eTap от SRAM. Существует два набора переключателей «Blip», один из которых расположен на базовом руле, а другой – на концах лежаков для переключения в аэродинамической посадке. Оборудование Red eTap действительно высокого класса и переключение не вызывает нареканий. Система является беспроводной и избавляет от необходимости прокладывать провода электроники через раму, так что его монтаж значительно легче. Тестовый Bolide TR+ был оснащён гидравлическими дисковыми тормозами SRAM S-900 Aero HRD с роторами SRAM CenterLine X 160 мм, которые обеспечивают надёжное торможение с отличной модуляцией.
Карбоновый аэродинамический руль с лежаками под брендом MOST – собственная разработка Pinarello. Он отличается элегантно изогнутым интегрированным выносом, обеспечивающим плавные линии. Карбоновые лежаки в форме буквы «L» обеспечивают достаточную длину, чтобы использовать различные положения рук. Подлокотники могут быть подняты на 50 мм, что обеспечивает множество настроек, при помощи которых можно получить необходимое размещение локтей и кистей рук для удобства и наиболее аэродинамической посадки. Толстые подлокотники из пены выглядят довольно простенько по сравнению с другими на рынке, но при использовании они обеспечивают максимальный комфорт из всех, которые приходилось использовать.
Наш тестовый Bolide TR+ проходил испытания на колёсах Swiss Side 800 Hadron Ultimate Disc (1785 г пара) и это те же колёса, которые использовались на этом велосипеде во время испытаний в аэродинамическом туннеле. Их карбоновые ободья имеют высоту 80 мм (ширина обода 23 мм) и оснащены керамическими подшипниками SINC для более низкого сопротивления качению. Завершают комплект шины Pirelli P Zero Velo TT 25С. Седло - впечатляющее Selle Italia Iron, разработанное специально для триатлона и, что можно понять уже по названию, позиционируемое итальянским производителем для дистанций Ironman.
НА ШОССЕ
Настройка Bolide TR+ в соответствии с нашими предпочтениями, оптимальными для аэродинамики, прошла без проблем. С первых же километров езды на TR+ становится ясно, что этот велосипед очень быстро набирает скорость и с лёгкостью поддерживает её. Приятно, будь то полностью аэродинамическая посадка, подъём, спуск или маневрирование в поворотах, ощущать, что TR+ без лишних усилий со стороны гонщика, слаженно работает с ним, позволяя лететь вперёд с наименьшими затратами энергии и без каких-либо отвлекающих помех.
После нескольких часов на трассе, большинство из которых было проведено на лежаках, просто впечатляет, насколько комфортна езда на Bolide TR+, учитывая жёсткость его рамы. Аэродинамическую посадку легко удерживать в течение долгого времени и при этом не нужно постоянно бороться с самим собой за правильную посадку, как это бывает на некоторых других велосипедах для триатлона. Проще говоря, езда очень приятна. Относительно короткие 395-миллиметровые нижние перья также обеспечивают превосходную передачу мощности и быстрое управление.
Общая стабильность езды вызывает уверенность, а ещё заметно, насколько меньше усталости ощущается после долгих поездок в области плеч и торса. Большие 160-миллиметровые роторы дисковых тормозов дают TR+ потрясающую тормозную способность при любых дорожных условиях. Они настолько мощны и хороши, что их стоит использовать с осторожностью, так как легко заблокировать колёса и уйти в занос. Впрочем, при отличной модуляции вы тонко чувствуете необходимую грань торможения.
Это наш первый опыт использования колёс Swiss Side, которые стояли на тестовом велосипеде. Как обычно, при большинстве направлений и силе ветра высокий задний обод редко бывает проблемой. А вот переднее колесо с ободом высотой 80 мм часто будет сложнее удерживать при сильном ветре, и чем вы легче – тем сложнее. Переднее колесо Swiss Side 800 Hadron Ultimate, скажем так, не идеально справляется с боковым ветром и снижает общую эффективность велосипеда (хотя эти колёса превосходно работали при слабом ветре).
TR+ был разработан для работы с шинами до 28 мм. Контейнер для хранения на верхней трубе прост в использовании при извлечении из него геля или батончика, но пока неясно, насколько долговечны резиновые клапаны.
Заоблачная цена Bolide TR+ в миллион рублей без колёс делает его недоступным для абсолютного большинства, но Pinarello также предлагает модификацию Bolide TR в различных сборках, в том числе без колёс в ценовом диапазоне около 600000 рублей. TR имеет точно такую же конструкцию и геометрию рамы, но изготовлен из карбона не такого высокого модуля (Т700), что делает его тяжелее и не таким жёстким, как TR+.
СКОРОСТЬ И КОМФОРТ
В целом, Bolide TR+ даёт очень впечатляющую езду, мы наслаждались каждой минутой катания на нём. Сложно сказать, насколько он аэродинамический, поскольку мы не захватили с собой аэродинамическую трубу (шутка, хе-хе), но тот факт, что он уже вошел в историю благодаря своим рекордным достижениям на Гавайях, говорит о многом. Он, конечно, ускоряется и держит скорость очень внушительно. Рулевое управление TR+ чувствуется очень уверенно как в поворотах, так и на спусках.
Вдобавок к этому – вишенка на торте - TR+ самый удобный велосипед для триатлона, на котором приходилось ездить на большие расстояния. Основными факторами достижения этого комфорта являются сочетание геометрии, общей конструкции рамы, качества и возможности регулировки аэродинамического руля.
Лично мы предпочли бы, чтобы TR+ был оснащён передним колесом с более низким профилем обода для улучшения противостояния порывистому боковому ветру. Но, скорее всего, если Bolide TR+ вписывается в ваш бюджет, то у вас также достаточно средств, чтобы использовать несколько вариантов колёс, чтобы наилучшим образом приспосабливаться к условиям той или иной гонки. Потому что нет никаких сомнений в том, что эта ракета способна помочь вам побить личные рекорды велоэтапов и вызвать улыбку на вашем лице во время езды.
По материалам портала www.220triathlon.com