В преддверии стартующего совсем скоро «Тур де Франс» 2018 вспоминаем велосипеды, на которых были одержаны победы в этом Гранд Туре за последние годы
Линейка велосипедов-победителей «Тур де Франс» за последние годы выглядит очень похожей на историю эволюции модели Pinarello Dogma – шесть побед из семи последних были взяты на этом чистокровном гоночном велосипеде итальянского бренда.
Впрочем, если мы заглянем ещё на год назад, то увидим и BMC с Кейделом Эвансом, одержавшим победу в 2011 году.
Другой перерыв в доминировании Pinarello выпал на год, когда главный претендент общей классификации и лидер Team Sky Кристофер Фрум разбился. В 2014 году Specialized занял место в зале славы вместе с Винченцо Нибали (Astana Pro Cycling), а до того, в 2010 году, Анди Шлек одержал победу на велосипеде этого же бренда, хотя лишь после дисквалификации Альберто Контадора.
«Тур де Франс» 2018 года стартует 7 июля этапом открытия в департаменте Вандея на западе Франции, чем положит начало трёхнедельной гонке, во время которой вполне может быть, что мы увидим смену лидера Тура и велосипеда-победителя. А может и не быть.
Как бы ни закончился Тур этого года (по окончании Тура 2018 сделано обновление статьи), в истории остались следующие чемпионские велосипеды за последние восемь лет…
2018: Герайнт Томас (Team Sky), Pinarello Dogma F10
Pinarello Dogma F10
2017: Крис Фрум (Team Sky), Pinarello Dogma F10
Pinarello Dogma F10
Третья подряд победа Dogma - к этому моменту сотрудники отдела покраски на фабрике Pinarello в Тревизо уже, вероятно, привыкли преображать велосипед в жёлтый цвет перед тем, как оказаться в Париже.
У F10 были некоторые незначительные изменения по сравнению с предшествующей моделью F8, но ничего радикального: всё просто - Pinarello и Team Sky чувствовали, что это был очень хороший велосипед. Pinarello сделал F10 немного более аэродинамическим, немного жёстче и совсем немного легче.
Фрум выбрал стандарт 53/39 со своими любимыми звёздами Osymetric и кассетой 11-28. На более плоских этапах Фрум использовал колёса с более высоким ободом, а на горных велосипед был «обут» колёсами с низким профилем обода Shimano Dura-Ace C40 и трубчатыми шинами только для профи Continental Competition Pro Ltd.
Вынос, руль и обмотка были дочернего бренда Shimano - PRO, а седло fizik.
Pinarello Bolide TT
Как и Брэдли Уиггинс перед ним, этапы индивидуальных гонок на время Фрум ехал на велосипеде Bolide TT. Фрум выбрал 175-мм шатуны и ограничитель цепи. Высота седла была 79,6 см - на 1 мм ниже, чем 79,7 см на шоссейном велосипеде. На седле была специальная нескользящая лента, помогавшая сохранять идеальную посадку. Передние звезды 58/48T работали с кассетой 11-28. Как знак перфекционизма, руль, предварительно напечатанный на 3D-принтере, был отлит из титана в специальной форме по размерам и предпочтениям гонщика дочерним брендом Pinarello - Most.
2016 И 2015: Крис Фрум (Team Sky), Pinarello Dogma F8
Pinarello Dogma F8
Велосипед Фрума сезона 2016 получил некоторые отличительные черты с символом носорога, который впервые был замечен в 2015 году. Носорог символизировал его кенийское происхождение и страсть к дикой природе в качестве посла благотворительной организации United for Wildlife.
Привычные звёзды Osymetric, ограничитель цепи для предотвращения неприятностей в случае её слетания. Остальная трансмиссия была Shimano Dura-Ace с кассетой 11-28 и измерителем мощности Stage.
Дополнительные переключатели были убраны с руля - отчасти для экономии веса, но также и потому, что Фрум предпочел ощущение наличия двух кнопок переключения рядом.
Колёса были Dura-Ace C50 от Shimano, держатели фляг 15-граммовые Leggero от Elite, а руль и вынос PRO.
Велосипед-победитель был увенчан 121-мм выносом (согласно наклейке на нём), седло Fizik Antares 00 с карбоновой рамкой и трубчатые шины Continental Competition Pro Ltd.
В 2015 году Фрум также ездил на Pinarello Dogma F8.
2014: Винченцо Нибали («Астана»), Specialized S-Works Tarmac
Specialized S-Works Tarmac
В 2014 году Винченцо Нибали на сезон прервал победную серию Pinarello, завоевав победу на S-Works Tarmac с графикой, которая соответствует его прозвищу «Lo Squalo», то есть "Акула".
Это был первый вариант Tarmac, отличающийся специфическим наложением слоёв карбона для каждого размера, то есть, теоретически, качество езды может быть лучше настроено под определённого гонщика.
На машине Нибали были вынос FSA, колёса Corima Viva и группа Campagnolo Super Record.
Specialized покрасил жёлтую версию в последний день, с жёлтыми наклейками на колёсах от Corima и изготовленным на заказ выносом FSA также с жёлтыми наклейками.
На этапах гонок на время Нибали ехал на велосипеде Specialized Shiv TT, заняв четвёртое место на 20-м 54-километровом этапе и легко удержав своё первое место со временем 1 час, 8 минут и 19 секунд. К этапу 21 он лидировал с более чем значительным отрывом 7 минут 52 секунды над Жаном-Кристофом Перо (Ag2r La Mondiale).
2013: Крис Фрум (Team Sky), Pinarello Dogma 65.1
Pinarello Dogma 65.1 Think 2
До F8 была Dogma 65.1 Think 2 и это та версия велосипеда, на которой Фрум отправился в свой первый "Тур де Франс" в качестве лидера команды в 2013 году.
Машина имела асимметричный дизайн и волнистые вилку, а также нижние и верхние перья. 65.1 получила своё имя от инновационного карбона - высокомодульного 65 Torayca, сменившего карбон 60 тонн моделей предыдущих лет.
Это означало, что велосипед стал легче, более реактивным и, безусловно, он впечатлял на тестах.
Модель Фрума, как обычно, была оснащена звёздами Osymetric.
2012: Брэдли Уиггинс (Team Sky), Pinarello Dogma 2
Pinarello Dogma 2
Триумфатор в Париже 2012 года, велосипед Уиггинса немного отличался от того, на котором он ездил до конца тура. Сэр Брэдли завершил тот «Тур де Франс» на новом Pinarello Dogma 65.1, однако на протяжении практически всей гонки он ехал на Pinarello Dogma 2.
Точно так же Team Sky остановилась на том, чтобы Уиггинс ехал большую часть гонки на механической 10-скоростной группе Shimano Dura-Ace, а 11-скоростная версия Di2 использовалась лишь для его финального путешествия в Париж.
Брэдли Уиггинс также использовал звёзды Osymetric.
2011: Кейдел Эванс (BMC Racing), BMC Teammachine SLR01
BMC Teammachine SLR01
Кейдел Эванс (BMC Racing Team) добился победы в 2011 году на велосипеде BMC Teammachine SLR01. Он использовал шатуны 172,5 мм, а высота седла была 73,2 см. SLR01 отличался рулём Easton шириной 42 см с мелкими дропами, сконструированном ранее для трека.
На этапах гонок на время Эванс ехал на BMC Timemachine, на финальном индивидуальном TT выиграв 2 минуты 31 секунду у Анди Шлека, в результате чего захватив лидерство в 1 минуту 34 секунды в генеральной классификации.
Оба велосипеда были оснащены группой Shimano Dura-Ace Di2, измерителем мощности PowerMeter SRM, педалями Speedplay Zero и седлом Fizik Antares. Эванс ехал на шинах Continental.