Топовые велосипеды 2017 года, которые появятся в ProVelo к новому сезону, будут укомплектованы новой группой оборудования Shimano Dura-Ace 9100. Также компоненты этой группы довольно скоро появятся у нас в продаже. Что же нового в этой группе и чем она превосходит (если превосходит) свою предшественницу? Разбираемся вместе с техническим редактором портала Cyclingtips.com Джеймсом Хуангом, который опробовал Dura-Ace 9100 на дороге и делится своими впечатлениями.
Компанию Shimano не назовёшь идеалом, японский гигант имел свою изрядную долю промахов, таких, например, как невыразительная группа Dura-Ace 7900 (и связанные с ней Ultegra и 105), а также неудачная попытка ввести концепцию Dual Control в мир горного велосипеда. Но даже неудачный опыт этой компании, за редким исключением, всегда был отмечен стремлением к развитию инженерной мысли и перфекционизму.
Многие считают последнюю группу Dura-Ace 9100 лишь эволюцией Dura-Ace 9000, а не революцией в технологиях. С точки зрения ощутимой разницы, наверное, такое мнение справедливо. Тем не менее, сделать значительные улучшения чего-то, что уже было очень хорошим, не малый подвиг. Достичь 80% или 90% на пути к идеалу сравнительно легко, но остающаяся малая часть пути наиболее сложна и то, что Shimano, начав со столь высокой планки, удалось достичь большего, едва ли просто эволюция.
ЕДВА УЛОВИМЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Гонщики, которые переходят на новую Dura-Ace 9100 с её предшественницы Dura-Ace 9000, скорее всего, не заметят большой разницы. Как и прежде, рычаги приятной формы компактны и красивы внешне, качество переключения безупречно последовательно и точно, шатуны являются образцом художественной ковки алюминия, а тормозные суппорты с двойными осями становятся весомым аргументом против дисковых тормозов.
Группа всё так же легка и проста в установке и обслуживании и, как всегда, тщательно спроектирована. Если кратко, то каждая деталь чувствуется, работает и движется точно так, как и положено - безупречно, надёжно и уверенно, укрепляя идею, что они разработаны со стремлением к идеалу и, вероятно, будут работать так в течение долгого-долгого времени.
Тактильные различия могут быть не сразу очевидны, но не ошибайтесь - Dura-Ace 9100, несомненно, представляет собой улучшение по сравнению с Dura-Ace 9000.
Визуальных различий не так много, чтобы сказать, что новые рычаги Shimano Dura-Ace 9100 внешне отличаются от предыдущего 9000-го поколения. Хотя внутренне рычаг переключения скоростей претерпел изменения к лучшему - ход был уменьшен почти на 25% для более быстрого переключения и меньшего движения рук, особенно при выполнении нескольких переключений подряд.
Shimano проделала большую работу для меньшего хода рычажка переключения на Dura-Ace 9100. Заявленное уменьшение хода большого рычага 24%, а маленький рычажок теперь имеет ход меньше на 14%. Тем не менее, на дороге ход рычажков не чувствуется значительно короче. Однако на Dura-Ace 9100 теперь больший диапазон регулировок и эргономика рычагов улучшена для гонщиков с небольшими руками, особенно при хвате на дропах руля.
Campagnolo до сих пор удерживает верх над Shimano и Sram с точки зрения переключения сразу на несколько передач, поскольку Shimano всё ещё не перенесла функциональность мультипереключения со своих манеток для горных велосипедов, которые позволяют переключать на две повышенные передачи сразу, вместо одной (модели высшего диапазона Campagnolo могут сбросить до четырех передач одним нажатием).
Новые тормоза Dura-Ace 9100 всё так же выдают завидную мощность торможения и впечатляющую обратную связь с тормозными рычагами. Новый стальной мост, соединяющий поворотные рычаги суппорта, обеспечивает меньший прогиб, но это имеет значение для улучшения эффективности в основном при очень жестком торможении, а также несколько улучшает модуляцию при торможении при прочем диапазоне мощности. Визуально новый рычажок эксцентрика для быстрого раскрытия тормоза в профиль не ниже, возможно, он имеет более изящный вид, но теперь у него нет индексированных промежуточных позиций между полным открытием и полным закрытием (впрочем, нужны ли они?).
Новые тормоза имеют едва заметные улучшения по сравнению с предыдущей версией, которая сама по себе имела лучшие из доступных мощность, модуляцию и обратную связь торможения. Shimano официально заявляет, что новые суппорты вмещают шины 28-мм ширины, но, похоже, что они способны вместить и больше.
Действительно, поиск больших отличий в Dura-Ace 9100 окажется бесплодным. Самые значительные изменения те, которые не так очевидны, но от этого не менее значимы.
ЗАИМСТВОВАНИЯ ОТ ГОРНОГО ВЕЛОСИПЕДА
Хотя ощущения от рычагов знакомы, конструкция переднего и заднего переключателей большой прорыв Shimano для переключения на шоссе. Новый задний переключатель Dura-Ace 9100 по существу является версией горного XTR с короткой лапкой. Новая для шоссе конфигурация крепления к раме с прямым монтажом "Direct Mount" устранила необходимость подпружинивания верхней оси, которое Shimano использовала с незапамятных времён, а в сочетании с новым концентрическим верхним шкивом они обеспечивают лучший, чем раньше, зазор между шкивом и зубьями кассеты по всему диапазону передач, независимо от того, какая звезда используется спереди.
Такой дизайн также позволяет быстрее менять заднее колесо (он предоставляет больше места для того, чтобы вынуть концы осей из рамы) и, при условии правильного дизайна держателя-петуха, теоретически сделать переключение более эффективным благодаря более жесткой точке монтажа.
С новым задним переключателем Dura-Ace 9100 Shimano демонстрирует явное пренебрежение обычаями. Его эстетика, безусловно, не всем понравится с первого взгляда, но теперь удлиненная лапка может принять шестерню до 30 зубьев, а также конструкция крепления к раме с прямым монтажом, скорее всего, породит изменения в конструкции петуха для ускорения замены колеса.
Изменения также делают проще процесс установки, поскольку теперь легче установить натяжение цепи, а пересмотренная маршрутизация тросика даёт меньшую петлю рубашки тросика перед присоединением к переключателю. Эти изменения не слишком заметны, но существенны на дороге: более постоянное натяжение цепи делает заметно лучше эффективность переключения по всей кассете и снижает шум, независимо от выбора передачи. Модернизированная компоновка также помогает защитить переключатель в случае аварии.
В дополнение к виду заднего переключателя, отчетливо напоминающему о МТБ, Dura-Ace 9100 теперь также имеет слегка вытянутую лапку, которая может вместить шестерню до 30 зубьев без необходимости менять лапку на среднюю длину. Как бы кто ни относился к этому, но, без сомнения, это большой шаг вперед с точки зрения универсальности, который по достоинству оценят любители гор.
Лапка из карбона имеет превосходную жёсткость.
Говоря о соотношении передач, отметим, что гонщикам, которые ранее выбирали для компактных передних звёзд 50/34T кассету 11-28T для лучшей езды в гору, больше не придется жертвовать скоростью под гору. Выбор новой 11-скоростной кассеты 11-30T и среднекомпактных передних звёзд 52/36T обеспечивает более низкую передачу в гору, а также почти такую же верхнюю передачу, как и при стандартной системе 53/39T.
Визуальные изменения переднего переключателя менее очевидны, чем заднего, но более глубоки функционально. Shimano делает большой шаг вперед по сравнению с передним переключателем предыдущего поколения, в котором используется очень длинный рычаг тяги тросиком, чтобы значительно укоротить ход рычага по сравнению с Dura-Ace 7900. Конструкция работала довольно хорошо, но на её эффективность влиял угол крепления тросика и она всегда была чувствительна к его натяжению.
Переключатель с дизайном предыдущего поколения работал очень хорошо, но иногда мог быть слишком привередлив к настройке. Новый переключатель требует больше времени на установку и настройку, но гораздо более терпелив к различным углам крепления тросика.
С Dura-Ace 9100 Shimano переходит к более сложной вторичной связи переднего переключателя, что непосредственно приводит к изменению соотношения усилия рычага по всему диапазону движения. Это по-прежнему обеспечивает короткий ход рычага переключателя, но без капризности. Установка стала несколько более утомительной - и даже опытным механикам первое время нужно будет обращаться к видеоинструкции, чтобы всё сделать правильно – но она теперь более надежна, если вы соблюдаете все инструкции. Кроме того, натяжение тросика регулируется с помощью винта на самом переключателе (прощай, встроенный регулятор тросика!), и есть даже небольшая обтекаемая штучка, чтобы аккуратно заправить конец тросика и предохранить ваши ноги от царапин. Безусловно, стоит по достоинству оценить более надежный процесс установки, но также во время езды заметно, что усилие переключения в движении постоянно было меньше, чем у версии 9000. Невероятная эффективность переднего переключения под нагрузкой остаётся неизменной. Более компактная компоновка также обеспечивает больший просвет для шин, к тому же нет ни малейшего шанса задеть ногой переключатель или конец тросика во время педалирования.
Лапка переднего переключателя движется на одном шарнире, подсоединённом к параллелограмму, но тросик тянет рычаг на собственном комплексном механизме. Это позволило инженерам Shimano более тонко настроить соотношение рычага тросика по всему диапазону движения лапки, что приводит к более точному позиционированию и короткому ходу рычага при переключении передач.
Опытные гонщики не будут иметь никаких проблем с двумя основными положениями переднего переключателя и двумя положениями доводки Dura-Ace 9100 – новый дизайн очень хорошо продуман, и, наверное, моя любимая часть этой группы.
НЮАНСЫ И ЗВУКИ
Невозможно обсуждать новую группу Dura-Ace 9100 без упоминания её мерцающей эстетики. Ни одна другая компания, производящая компоненты, не отстаивала использование алюминия больше, чем Shimano, и никто другой не достиг в обработке его поверхности такого полированного мерцания. Теперь Shimano, хотя и прогрессирует в этом направлении, но уже не использует вид как у Dura-Ace 7800. С Dura-Ace 9100 компания окончательно переходит на «тёмную сторону».
Эта полностью чёрная отделка Shimano, пожалуй, более уместна для современных рам и колёс и она придает более гармоничный общий внешний вид велосипеду. В сочетании с алюминиевыми соединениями и карбоновыми конструкциями, группа выглядит серьёзной и даже несколько зловещей и, кстати, вживую она смотрится гораздо лучше, чем на картинках. Было бы несправедливо говорить о том, что Shimano сделала это чтобы сэкономить деньги. Все поверхности также идеально отполированы до внутреннего мистического мерцания, просто теперь они анодированы чёрным вместо обычного алюминиевого цвета. В любом случае, ничего даже отдалённо напоминающего о дешевизне в Dura-Ace 9100 нет. Поляризованная - да, но, конечно, далеко не дешёвая.
Новая система Shimano Dura-Ace 9100 приобрела массивный профиль шатунов. Тёмная отделка придаёт им несколько зловещий вид.
Что стоит отметить, так это массивные с виду новые шатуны. Они огромны, а полированная черная отделка ничуть не уменьшает их внушительную эстетику. Как поясняет Shimano, большее сечение шатунов повышает их жёсткость без добавления веса по сравнению с предшественниками, а также дополнительно укрепляет соединение с большой звездой, которая подвергается самым высоким нагрузкам во время вращения педалей. Откровенно говоря, это не то, на что обратят внимание гонщики во время езды.
А вот что они заметят, так это вновь отсутствие оси 30-мм диаметра. Shimano, безусловно, отстаивает инженерные достоинства стальной оси диаметром 24 мм перед алюминиевой 30-мм диаметра, но с точки зрения совместимости нет другого формата шатунов, которые были бы настолько широко распространены как 30 мм. Ось 30-мм диаметра, наверное, было бы неплохо, но очевидно, что Shimano настаивает на своей точке зрения.
Полые шатуны изготовлены из двух отдельных частей, которые затем спаяны вместе. Эффективность переднего переключения по-прежнему невероятно хороша, особенно при переходе с внутренней на внешнюю звезду под нагрузкой.
Что касается нагловато агрессивного внешнего вида, вдохновлённого горным велосипедом, то это уже привычный ход для Shimano. За исключением, пожалуй, старой группы Sante конца 1980-х, предложения Shimano всегда основывались на философии «форма следует функции», так что новая Dura-Ace 9100 не должна восприниматься как большой сюрприз.
Маршрутизация тросика на последней версии заднего переключателя Shimano Dura-Ace 9100 гораздо прямее, чем в предыдущей версии, что должно значительно продлить срок службы тросика. Регулировочные винты теперь имеют головки под шестигранник.
Стоит только переключить внимание со зрения на слуховое восприятие, нельзя не отметить то, что новая трансмиссия шокирующе тихая. На дороге более слышен шорох шин по асфальту, чем цепи, и только в самых экстремальных комбинациях передач можно услышать чуть шуршания.
Как прежде, обновлённая кассета Dura-Ace 9100 представляет собой комбинацию шестерёнок из титана и стали, чтобы сэкономить вес. Профили зубьев были пересмотрены еще раз для ещё более плавного переключения передач, хотя любое улучшение по сравнению с предыдущими версиями, казалось бы, абсурдно.
Пока вопросов по скрипу кассеты, который иногда возникал в Dura-Ace 9000-го поколения, не возникал, правда, это лишь после недели жёсткого использования, так что слишком рано делать какие-либо окончательные выводы. Также неясно, будет ли Shimano делать какие-либо изменения в гибридной конструкции паука из карбона и алюминия, чтобы улучшить этот вопрос, так что время покажет.
Цепь, по существу, не отличается от версии 9000, и всё так же работает невероятно тихо и плавно.
МЕНЯТЬ ИЛИ НЕТ?
Очевидный вопрос: является ли целесообразным для текущих пользователей Dura-Ace 9000 делать апгрейд на Dura-Ace 9100? Честно говоря, наверное, нет. Dura-Ace 9100 несомненно лучше, но не настолько, чтобы оправдать столь дорогостоящую покупку нового оборудования. К счастью, Shimano сделала почти все компоненты из этих двух групп взаимозаменяемыми, в том числе передний переключатель, который, на мой взгляд, наиболее целесообразно обновить. Просто имейте в виду, что Shimano изменила интервал звезды на новой шатунной системе, которая должна быть в комплекте с новым передним переключателем.
Впрочем, гонщикам, рассматривающим вариант покупки нового топового оборудования, было бы, конечно, хорошо рассмотреть Dura-Ace 9100. Это лучшая шоссейная группа Shimano, и, безусловно, самая изысканная механическая версия на рынке - Sram Red 22 легче, но менее отшлифована в исполнении, тогда как Campagnolo Super Record сильнее воздействует на эмоции, но работает не так хорошо. В конце концов, какую группу из трёх вы выберете, вероятно, более зависит от чёткости переключения, чем от чего-либо ещё.
Приятная форма ручек впечатляюще компактная и без острых краёв. Досягаемость тормозного рычага регулируется. Более агрессивная текстура накладок на ручки несколько улучшает сцепление ладоней по сравнению с предыдущей версией.
ВЫВОД
В математике, асимптота - это числовое значение, к которому стремится кривая, но никогда не достигает его, независимо от того, насколько она уходит в пространство. Вы можете разделить числовое значение сколько угодно раз, но результат никогда не будет равен нулю. Точно так же совершенство - это то, к чему всегда стремятся инженеры, проектирующие тот или иной продукт, но чего достичь невозможно. Подобная философия стоит за Shimano Dura-Ace 9100. Если группа 9000 была, положим, на 98% приближена к идеалу, то 9100 придвинулась ещё ближе. Называйте, если вам нравится, Dura-Ace 9100 эволюционной, но я думаю, что её так же справедливо назвать революционной.
ДОСТОИНСТВА
- Непревзойдённая изысканность группы.
- Великолепная эффективность переднего и заднего переключения.
- Выдающиеся мощность торможения и модуляция.
- Поразительная бесшумность и плавность трансмиссии.
- Искусный дизайн переднего переключателя.
- Широкий спектр задних передач.
НЕДОСТАТКИ
- Кому-то, возможно, не понравится новая чёрная эстетика.
- Ограниченное переключение на несколько скоростей сразу.
- Диаметр оси шатунной системы 24 мм не назовёшь универсальным.
Перевёл Борис ЖУКОВ