Возможно, Giro, со своим новым шлемом Air Attack, открывает новые возможности, но при этом компания, со своей философией дизайна «форма-следует-функциональности», породила множество полярных мнений.
Аэродинамический дизайн шлема вызывает неоднозначные отклики: кому-то он нравится, кому-то нет.
Нравится это или нет, аэродинамические шлемы заявляют свои права, во всяком случае в ближайшее время их можно ожидать все больше. BikeRadar побеседовал с директором Giro R&D Робом Вессоном о том, что стало здесь отправной точкой и куда производители шлемов пойдут от нее.
На рынке шоссейных велосипедов значительный приоритет в последнее время сместился от легкости и жесткости к аэродинамике, утверждает Вессон, и сейчас аналогичная тенденция набирает силу в шоссейных шлемах. Если ранее охлаждение, комфорт и эстетика были основными факторами мотивации приобретения шлемов, говорит он, то теперь все большее количество потребителей начинает судить об эффективности шлема более объективно, чем раньше.
«Мы заметили эту тенденцию несколько лет назад. Конечно, большую роль здесь сыграли производители велосипедов, выпускающие рамы с обтекаемым профилем труб, а также все производители шлемов каплевидной формы для гонок на время, - говорит Вессон. - Мы отметили этот сдвиг. Дизайн шлемов вышел на эту высоту».
Круглая форма дает хорошую аэродинамику даже при повороте головы.
По словам Вессона, настал момент, когда в Giro решили, что пришло время более продуманного и тщательного подхода к дизайну шлемов – такому, который обеспечит более ощутимые преимущества для эффективности гонщика, чем просто легкий вес, хорошая вентиляция и привлекательный вид.
«Мы подумали: так чего же хотят гонщики? Каков будет следующий проект, над которым мы будем работать? Мы знали, что это должна быть не просто вариация на тему привычного стиля, потому что мы это уже делали, и делали это очень хорошо - однако это не то, чего хотят потребители.
Поэтому мы обратили внимание на аэродинамику и решили: хорошо, это направление, в котором идет велоиндустрия, это то, с помощью чего люди хотят получить некоторое преимущество, причем в каждой детали своего оборудования. Ведущим фактором при дизайне этого шлема для нас стала функциональность, а отнюдь не эстетика».
Вессон замечает, что аэродинамические испытания предоставили несколько ключевых данных, причем не только с точки зрения предполагаемой формы шлема, но и о том, как расположение гонщика влияет на аэродинамику шлема с более привычными формами.
«Когда шлем короче, данные показывают, что эффективность не снижается, когда вы поворачиваете голову назад. Поэтому мы знаем, что могли бы получить некоторое преимущество, если форма шлема будет округлой.
Отверстий меньше, чем в обычном шлеме, но вентиляционные каналы тщательно продуманы и работают на аэродинамику.
«Мы также протестировали шлем с визором, без визора и с очками. Испытания показали определенную разницу, поскольку с открытыми глазами воздух имеет больше площади для того, чтобы играть вокруг вашего лица и цепляться за него. Как только вы надеваете очки или визор, они направляют области высокого давления воздуха по сторонам. Уши также становятся серьезным препятствием, когда воздух проходит по бокам головы. Вот почему шлем TT полностью покрывает ваши уши».
Модель с визором
показывает себя на испытаниях более аэродинамической, чем без него.
По словам Вессона, острых краев также не должно быть, независимо от того, как они ориентированы.
«Каждый раз, когда вы проходите через поток воздуха с острыми краями, ветер сразу же цепляется за них, - пояснил он. - Вы пытаетесь получить гладкий, ламинарный (без перемешивания и пульсаций) поток воздуха, но как только вы пускаете его через перепады и острые края, это возмущает течение. Воздух сразу начинает создавать завихрения вокруг этих краев, что практически тянет вас назад. Независимо от того, где вы расположили острый край – даже спереди назад по длине – это создает возмущение воздуха».
Хотя аэродинамические характеристики были основными для Air Attack, Вессон признает, что гонщики заинтересованы не только в быстрой езде: вентиляция по-прежнему является важным компонентом. Здесь также было очень важно, замечает Вессон, тщательно и точно управлять воздушным потоком как внутри, так и на поверхности оболочки.
«Всегда, когда вы можете сохранять четкий путь для воздушного потока, это лучше. Если воздух имеет простой путь выйти из шлема, он найдет его. Сохранять прямой путь всегда лучше, но, если вы не предоставите ему прямого и легкого пути, сделав запутанный выход, то воздух будет блуждать и выходить через верх».
Мы также спросили Вессона о влиянии волос на аэродинамическое сопротивление. Если кратко - волосы это плохо: «Волосы… м-м-м, не аэродинамичные. Если вы хотите быть самым крутым и наиболее аэродинамическим, то можете обрить голову. Единственная проблема, что, когда вы носите что-то вроде шлема Aeon, вы получите изрядную порцию солнца на голую кожу, так что в этом случае ваши волосы действуют как хороший солнцезащитный крем».
Система посадки шлема Giro's Roc Loc Air обеспечивает удобство и хорошую вентиляцию.
Вне зависимости от мнений по эстетике аэродинамического шлема, производство неуклонно движется в этом направлении. Многие другие компании – включая Specialized, UVEX, Scott, Kask, Lazer и других – четко указывают на то, что эта тенденция будет продолжать двигаться вперед. Это не означает, что аэродинамические шлемы полностью заменят обычные, но это верная ставка, поскольку даже в обычных шлемах в конечном итоге прорастают «аэродинамические уши».
«Для тех, кто не участвует в соревнованиях, вероятно это совершенно не важно, - говорит Вессон. - Мы получили ряд положительных отзывов от людей, которым нравится форма Air Attack. Для среднестатистического гонщика это дает варианты. Есть другие люди, которым не нравится новая форма шлема, которым нравятся наши обычные шлемы. Но, я думаю, если вы посмотрите на гоночную арену – этот шлем как раз то что нужно».