Уже создав два самых успешных велосипеда в новейшей истории велоспорта, конструкторы Pinarello при разработке нового проекта могли опираться на обширные технические инновации и ноу-хау. Фактически Dogma F12 является результатом комплексного исследования, которое опиралось на симбиоз всеобъемлющих знаний Pinarello в разработке структуры и аэродинамики велосипеда со скрупулёзным вниманием к потребностям гонщика для улучшения его езды.
Одной из основных целей нового Dogma F12 была сохранение характеристик универсальности, то есть жёсткого и лёгкого велосипеда с превосходным аэродинамическим балансом. Комбинация, дающая уникальное «ощущение Pinarello», синоним быстроты и точности управления в любой ситуации. Dogma F12 можно назвать идеальным инструментом для улучшения характеристик гонщика на любом маршруте.
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Аэродинамика является сложной областью изучения из-за взаимодействия воздушного потока как со всеми компонентами велосипеда, так и с гонщиком. Приведение к оптимальным показателям различных областей велосипеда в отдельности может привести к ухудшению общей аэродинамической эффективности, поскольку не учитывает взаимодействие между каждой из частей. По этой причине конструкторы Pinarello в течение уже многих лет используют компьютерную технологию CFD (Computational Fluid Dynamics – вычислительная гидродинамика) для аэродинамических исследований и разработок. Это позволяет сделать оптимальным каждый отдельный компонент рамы, достигнув улучшения аэродинамики всего велосипеда вместе с моделью человека.
ПОЛНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МАРШРУТИЗАЦИИ
Анализ аэродинамики, проведённый для разработки Bolide TT, Bolide HR и Dogma F10, использовался в качестве основы для улучшения аэродинамических характеристик Dogma F12. Тот факт, что эти велосипеды считаются эталоном в аэродинамике, а также необходимость соблюдения ограничительных правил UCI, делал задачу уменьшения сопротивления далеко не простой. Тем не менее, в Pinarello были уверены, что всегда можно найти возможности для улучшений, и PinaLab сосредоточила внимание на возможности устранения сопротивления, исходящего от внешних кабелей (тросиков). Довольно сложно продумать, как спрятать маршрутизацию в раму велосипеда, чтобы гарантировать основную функцию кабелей (тросиков): обеспечение правильного функционирования тормозов и переключения.
Фактически, плохая проводка тросиков (кабелей) может привести к их чрезмерным перегибам, которые снижают качество торможения и переключения. Инженеры PinaLab разработали специальную конструкцию руля и рулевой, обеспечивающих беспрепятственную работу тросиков и позволяющих интегрировать все возможные комбинации тормозов и переключения передач (дисковые или ободные, механические или электронные). Анализ CFD доказывает снижение сопротивления кабелей (тросиков) на 85%. Оставшиеся 15% обусловлены короткими частями, оставшимися открытыми снаружи на раме. Они необходимы для соединения с тормозами.
ПЕРЕРАБОТАННАЯ ВИЛКА
Вилка одна из важнейших частей велосипеда в плане аэродинамики. Фактически, она не только напрямую взаимодействует с воздушным потоком, но и определяет его направление вдоль рамы и ног гонщика. Тем не менее, основная функция вилки заключается в обеспечении управляемости и стабильности велосипеда. Согласно этому, все вилки Pinarello имеют форму ONDA (по-итальянски «волна»), которая помогает поглощать вибрации, исходящие от земли.
Новая вилка F12 была разработана с учётом этих двух принципов, поэтому форма ONDA была сохранена, но боковая поверхность была увеличена, чтобы улучшить прохождение потока воздуха и уменьшить сопротивление.
Результат анализа CFD в сравнении между вилками F10 Disk и F12 Disk показывает снижение сопротивления на 15,7% в пользу F12 Disk без ущерба для основных рабочих характеристик вилки.
УЛУЧШЕНИЯ РАМЫ
Эстетика рамы Pinarello - всегда очень важный аспект разработок, однако каждое эстетическое улучшение должно подтверждаться явным аэродинамическим преимуществом. Разработка рамы Dogma F12 была начата с концепции дизайна, которая могла бы следовать традиции Pinarello как символа стиля, но каждый эстетический элемент анализировался и изменялся до тех пор, пока он не гарантировал значительное аэродинамическое или структурное улучшение. В результате получилась рама, которая демонстрирует значительный шаг вперёд от предыдущих поколений с эстетической точки зрения, но в то же время она достигает наилучших значений аэродинамической эффективности среди всех моделей Dogma на сегодняшний день.
Области, в которых были предприняты целенаправленные усилия для обеспечения аэродинамических улучшений:
• Нижняя труба: область соединения рядом с головной трубой разработана для интеграции коронки вилки. Таким образом, вокруг трубы улучшается контроль воздушного потока. Аэродинамический профиль трубы Flat Back был также немного изменён - боковая ширина в задней части была уменьшена. Вогнутая форма нижней трубы была сохранена, поскольку она доказала свою эффективность.
• Головная труба: из-за интеграции маршрутизации верхняя область была увеличена и теперь там стоит подшипник 1 ”½. Дополнительное пространство позволило изменить поперечное сечение для более эффективной аэродинамической формы.
• Кареточный узел: с аэродинамической точки зрения одним из наиболее неблагоприятных компонентов является фляга с водой. Вогнутость нижней трубы уже скрывает флягу на ней от потока воздуха, а также частично скрывает и флягу на подседельной трубе. Если флягу на подседельной трубе расположить ниже, её поверхность, подверженная воздействию воздуха, также уменьшается, что повышает аэродинамическую эффективность. По этой причине зона кареточного узла была разработана с обновлённой специальной формой, которая позволяет расположить флягу ниже на 5 мм.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Эффективность, описанная выше, свидетельствует о пристальном внимании к деталям по всем аэродинамическим аспектам при разработке нового Dogma F12. Непрерывные исследования аэродинамики привели к следующим результатам.
Общее снижение сопротивления составляет 2,8% (например, при угле ветра 18°). Это означает, что аэродинамическая сила в системе велосипед+гонщик на 85 г меньше. При скорости 40 км/ч на Dogma F12 экономится 8 Ватт энергии по сравнению с Dogma F10!
СТРУКТУРНЫЙ ДИЗАЙН
Для обеспечения жёсткости и лёгкости поперечное сечение и форма труб так же важны, как и выбор материала. В то же время, форма оказывает существенное влияние на аэродинамику. Таким образом, окончательная конструкция является оптимальным компромиссом формы между аэродинамикой и жёсткостью.
С 2009 года Pinarello изучает и разрабатывает асимметричную раму, которая оптимально противодействует неравномерным силам, возникающим при вращении педалей. Фактически, с правой стороны усилия педали и натяжения цепи действуют как сумма двух, а на левой стороне рамы эти силы противоположны. Это означает, что трубы рамы должны быть усилены с правой стороны, чтобы обеспечить симметричность велосипеда.
В 2013 году конструкторы Pinarello опирались на компьютерный анализ FEM (метод конечных элементов) для разработки Dogma F8. FEM смог подчеркнуть необходимость разработки асимметричной рамы, демонстрируя, что нужно не только усиливать, но и смещать поперечное сечение трубы на правую сторону. Теперь, при разработке Dogma F12, путь асимметрии был продолжен и развит, чтобы ещё более улучшить общую жёсткость и характеристики велосипеда.
НИЖНИЕ ПЕРЬЯ И КАРЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ
Наиболее важной частью рамы, через которую передаётся большая часть мощности от гонщика к колесу, является область кареточного узла и нижних перьев. Как упоминалось выше в отношении концепции асимметрии, кареточный узел - это место, где сосредоточены все силы, идущие от педалей и натяжения цепи. Крутящий момент, создаваемый ногой гонщика, передаётся на кассету и, следовательно, на заднее колесо посредством цепи. Однако, если бы нижние перья поддавались изгибу из-за приложенных к ним сил, расстояние между передней звездой и кассетой уменьшилось бы, и, следовательно, произошло бы снижение натяжения цепи. Это привело бы к потере мощности, передаваемой на заднее колесо.
Таким образом, для правильной конструкции, ориентированной на эффективность передачи мощности, принципиально важно разработать секции труб нижних перьев такими, чтобы они не изгибались под действием крутящего момента, создаваемого гонщиком. Конструкторы F12 сосредоточились на поперечном сечении нижних перьев. Целью было увеличить момент инерции и, следовательно, жёсткость без добавления веса. Без изменения других переменных, таких как материал и толщина, значение момента инерции напрямую связано с жёсткостью.
Измерения прочности всей рамы на тестовой машине доказало повышение боковой жёсткости на 10%. Это значит, что под воздействием боковых усилий Dogma F12 может передавать больше мощности от педалей на заднее колесо по сравнению с F10. Такое повышение эффективности обеспечивает раме большую отзывчивость и стабильность и будет сразу же замечено гонщиком, когда он встаёт из седла.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ DOGMA F12 С ОБОДНЫМИ ТОРМОЗАМИ
Значительная часть гонщиков уже отдаёт предпочтение дисковым тормозам для шоссейного велосипеда, однако многие ещё предпочитают использовать традиционную тормозную систему из-за лёгкости веса и простоты использования. Факт, что профессиональные спортсмены до сих пор отдают предпочтение ободным тормозам, даже если сталкиваются с трудными горными этапами. Тем не менее, они также нуждаются в более эффективной и мощной тормозной системе.
Чтобы удовлетворить эту потребность, производители тормозов усовершенствовали версии классической ободной тормозной системы, предложив тормоза с прямым креплением. Основное отличие заключается в том, как тормозной суппорт соединён с рамой велосипеда. В традиционных системах суппорт соединен с рамой одним шарниром, который должен выдерживать весь тормозной рычаг, создаваемый усилием колодок. При сильном торможении это может привести к деформации тормоза и снижению тормозного усилия.
В версии с прямым креплением шарниры тормозного суппорта соединяются непосредственно с вилкой. Это делает тормозной суппорт более жёстким и менее подверженным деформации. В конечном итоге вся тормозная система становится более жёсткой и позволяет передавать более высокую тормозную мощность на колодки. Производители тормозов заявляют об увеличении мощности торможения от 12,5% (в сухих условиях) до 25% (в мокрых условиях) для версии с прямым креплением по сравнению с классической тормозной системой.
С точки зрения конструкции рамы ясно, что увеличение жёсткости тормозной системы означает большее напряжение, передаваемое непосредственно на коронку вилки и на верхние перья заднего треугольника. Принципиально важно было укрепить область вокруг крепления тормозов. Усилия, исходящие от тормозных колодок, передаются на раму через вкладыши крепления, которые при этом имеют тенденцию отодвигаться друг от друга. В этом случае теряется тормозное усилие, поскольку большая часть энергии деформирует ноги вилки или верхние перья.
Для Dogma F12 была спроектирована специальная коронка вилки, при которой расположение вкладышей сделано как можно ближе к ней, чтобы противодействовать силам, исходящим от колодок. Кроме того, сзади моноперо, соединяющее верхние перья с подседельной трубой, спроектировано с более низким профилем, делающим вставки крепления тормоза ближе к нему. Зазоры между коронкой вилки, а также монопером сзади и горизонтальной линией вставок максимально уменьшены, сохраняя при этом совместимость с широкими шинами. Такой технологичный дизайн увеличивает жёсткость рамы и предотвращает деформацию, позволяя тормозной системе с прямым креплением работать наилучшим образом.
НОВЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ РУЛЬ MOST TALON ULTRA
Руль Talon перепроектирован с чёткой целью скрыть проводку от воздушного потока. В результате появился новый Talon Ultra. Основная геометрия руля (глубина, дропы) были сохранены, чтобы гарантировать ту же посадку гонщика. Чтобы обеспечить внутреннюю прокладку кабеля, полностью переработана нижняя сторона руля. Основное видимое отличие состоит в том, что Talon Aero 2017 снизу имеет зажимы для фиксации кабеля, а новый Talon Ultra имеет внутренний канал.
Задняя часть выноса также переработана в Talon Ultra. На руле должны быть предусмотрены как отверстие для штока вилки, так и выходные отверстия для кабелей (тросиков) в направлении тормозов и переключателей передач без ущерба для эффективности их работы. Для этого была спроектирована более широкая секция руля, которая была гармонично сформирована, обеспечивая лучшую аэродинамическую эффективность.
Проставки рулевой тоже были переработаны с двойной целью равномерного соединения нового Talon Ultra со штоком вилки и обеспечения правильной прокладки кабелей (тросиков). Проставки разработаны с соответствующей аэродинамической формой, чтобы обеспечить минимально возможное сопротивление.
Все эти усовершенствования оказались необходимы для полной интеграции маршрутизации, что привело к впечатляющему аэродинамическому результату. Анализ CFD доказывает, что сопротивление руля Talon Ultra на 5% ниже, чем у Talon Aero.
Новый руль обладает не только аэродинамическими преимуществами, обусловленными внутренней маршрутизацией, но и структурными улучшениями.
Внутренняя маршрутизация позволила изменить дизайн поперечного сечения руля. Поперечное сечение Talon Aero было «C»-образным, поскольку была необходимость держать кабели снаружи, но каким-то образом скрытыми под профилем руля.
На новом Talon Ultra кабели полностью проложены внутри, поэтому поперечное сечение может быть скруглено. Изгибающий момент инерции поперечного сечения очень похож на Talon Aero, но при этом высота сечения снижена на 12%, что улучшает аэродинамику и уменьшает площадь фронтальной поверхности.
Кроме того, из-за интегрированной маршрутизации внутренние поверхности руля должны быть такого же качества, как и снаружи. Это значит, что на внутренней стороне не должно быть избытка материала или остатков клея. В результате руль стал даже более лёгким и более качественным. Тест на жёсткость, проведённый при нагрузке 500 N на рычаг тормоза, показал увеличение жёсткости Talon Ultra против Talon Aero. Для размера руля 44/140 увеличение жёсткости достигло значения 8,77% при уменьшении веса нового руля на 40 г, а это более 10%.
МАТЕРИАЛ
На Dogma F12 Disk и F12 основным материалом является карбон Torayca T1100 1K, который обеспечивает самую высокую прочность на разрыв в мире. Этот выбор способствует увеличению ударной вязкости для предотвращения поломок. Благодаря высочайшему качеству используемого углеродного волокна (особенно более высокой прочности) конструкторы Pinarello смогли получить более лёгкую раму при сохранении прочности.
СОВМЕСТИМОСТЬ С ГРУППАМИ ОБОРУДОВАНИЯ
В 2017 году на Dogma F10 Pinarello впервые представил E-Link – специальный порт на нижней трубе для размещения соединения Shimano Di2. Он сделал простым и доступным настройку и зарядку электронной системы. Поскольку одной из целей Dogma F12 была повышение уровня интеграции, E-Link теперь превратился в центр управления для всех типов электронных групп. Порт на нижней трубе и различные интерфейсы спроектированы так, чтобы быть совместимыми со всеми электронными группами. Мало того, даже механические группы можно настраивать через него.
Из-за высочайшего уровня интеграции маршрутизации, на механических группах больше нет возможности устанавливать регулятор переднего переключателя на рубашках тросиков под рулём. По этой причине был разработан специальный регулятор для размещения в слоте E-Link, позволяющий настраивать переднее переключение просто с помощью винта под шестигранник. Эта система, основанная на перемещении двух наклонных призм относительно друг друга, обеспечивает смещение рубашки на 4 мм. Такой способ настройки даже более точный по сравнению со всеми другими внешними регуляторами переключателя, доступными на рынке.
Dogma F12 E-Link совместим с:
• Shimano Di2: адаптер для соединения EW-RS910 входит в комплект F12.
• Sram eTap AXS и eTap: заглушка входит в комплект F12.
• Campagnolo EPS: адаптер для соединения включен в набор групп оборудования Campagnolo.
• Механический: регулятор переднего переключателя входит в комплект F12.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРОСТАВКИ ДЛЯ РУЛЕВОЙ
Отрегулировать высоту руля необходимо всем гонщикам, независимо от их мастерства. Иногда даже в течение одного сезона возникает потребность поднять или опустить вынос. Эта функция, столь несложная в обычных велосипедах, становится более трудной, когда кабели (тросики) скрыты в руле и рулевой. В большинстве случаев необходимо снять все тросы с руля и снять сам руль, чтобы вынуть или установить дополнительные проставки.
В PinaLab создали специальные разделяющиеся проставки, которые можно легко разместить (или снять) между верхней крышкой и выносом руля. Они гораздо эффективнее, чем обычные проставки, которые необходимо поднимать вверх по штоку вилки. Теперь раздельные проставки можно установить (или снять) в нужное положение без снятия кабелей (тросиков) с руля.
Проставки доступны высотой 5 мм и 10 мм. Максимальные диапазоны штока:
• 50 мм (5 проставок по 10 мм): при использовании низкой верхней крышки (9 мм).
• 40 мм (4 проставки по 10 мм): при использовании средней верхней крышки (19 мм).
• 30 мм (3 проставки по 10 мм): при использовании высокой верхней крышки (29 мм)
Раздельные проставки имеют большие размеры из-за необходимости установки с верхним подшипником 1”½. Таким образом, они не могут быть использованы над выносом. Для установки сверху можно использовать стандартные существующие аэродинамические проставки.
АДАПТЕР ВЫНОСА
Даже при том, что Dogma F12 был разработан, чтобы раскрыть весь свой потенциал с интегрированным рулём Most Talon Ultra, в Pinarello учли, что некоторые гонщики всё ещё предпочитают традиционное сочетание раздельных руля и выноса. Чтобы соответствовать этим потребностям, разработан адаптер выноса, который может быть размещён на рулевой колонке, чтобы проложить кабели (тросики).
ЗАЗОР ШИН
Современная тенденция в мире шоссейных велосипедов – более широкие шины. Даже при том, что стандартом для профессиональных гонщиков по-прежнему являются шины 25 мм, для других весьма популярным становится оснащение шоссейного велосипеда шинами 28 мм, особенно если для больших расстояний требуется больший комфорт. По этой причине Dogma F12 Disk и F12 рассчитаны на шины шириной до 28 мм.
На самом деле зазор для шин составляет 37,5 мм, однако приходится учитывать норму ISO 4210, которая определяет, что расстояние между шиной и рамой должно быть не менее 4 мм. Анализируя несколько комбинаций шин и ободьев, инженеры Pinarello убедились в том, что заявленное значение 28 мм выполняется при всех них. В действительности заявленная 28-миллиметровая шина может иметь реальную ширину 29,5 мм, поэтому рама была разработана с зазором 37,5 мм. Это позволило раме F12 быть совместимой со всеми самыми аэродинамическими колесами шириной 30 мм.
РАЗМЕРЫ РАМЫ
Pinarello всегда предлагал каждому идеально подходящий велосипед. Для Dogma F12 разработано 13 размеров, чтобы позволить каждому гонщику найти наилучшую посадку для себя. Каждый из этих размеров разрабатывался и изготавливается индивидуально: более крупные размеры усилены и сформированы с учётом того, чтобы выдерживать более высокие нагрузки, меньшие размеры могут быть изготовлены из меньшего количества материала, что снижает вес.
Поскольку на Dogma F12 Disk и Dogma F12 верхняя часть рулевой интегрирована с рамой, параметры «rich» и «stack» рассчитываются поверх 9-миллиметровой верхней крышки.
При воздействии сильного удара карбоновое волокно может сломаться с явной угрозой для гонщика: разлетаются опасные осколки, остаются острые края, которые могут травмировать велосипедиста. Эксклюзивный поставщик карбона для Pinarello компания Toray решила эту проблему, придумав систему, предотвращающую распространение микротрещин, что помогает избежать разрыва углеродных волокон и внезапной поломки.
Выдающаяся технология Torayca Nanoalloy™ представляет собой наночастицы металлического сплава, внедрённые в плетение углеродного волокна и улучшающие гибкость при высокоскоростных ударах, а также амортизирующие и восстанавливающие свойства карбона. Технология позволяет продлить срок службы материала, предотвращая поломку и разрыв волокон.
Применяемый Pinarello карбон с технологией Nanoalloy на 59% более устойчив к ударным воздействиям, чем обычный карбон.
Конструкторская методология лаборатории Pinarello Lab, получившая акроним SOE (Проектировка, Оптимизация, Развитие).
На начальном этапе проектировки эта методология позволяет проводить виртуальные тесты на программном обеспечении, которые имитируют жёсткость, усталость, прочность и аэродинамическое сопротивление будущей рамы.
Использование прототипов на этапе дизайна обеспечивает высокую эффективность рам, идущих в серийное производство.
1. Профиль настоящей аэродинамической трубы должен иметь соотношение сторон 8:1, однако регламент UCI допускает максимальное соотношение 3:1.
2. Очевидное решение применения соотношения 3:1 к круглой трубе даёт в результате сечение овальной формы. Однако оно значительно увеличивает аэродинамическое сопротивление.
3. С применением технологии FlatBack овальное сечение подседельной трубы сделано плоским с задней стороны, что улучшает аэродинамику. Эта новая форма труб значительно снижает аэродинамическое сопротивление.
4. Новые трубы Flatback, в дополнение к своему аэродинамическому профилю, обеспечивают экстраординарный уровень боковой жёсткости и сниженный вес в сравнении с овальными трубами.
Было рассмотрено 70 видов конфигурации и проведено 300 компьютерных анализов необходимой формы труб.
В результате: на 47% снижено аэродинамическое сопротивление и на 12% увеличена жёсткость в сравнении с DOGMA 65.1.
Новый интегрированный зажим подседельного штыря TwinForce заменяет традиционный вариант с внешним хомутом, улучшая аэродинамику и создавая невидимый стык между рамой и штырем.
Подседельный штырь и подседельная труба спроектированы для внутренней установки аккумулятора электронных групп переключения Shimano Di2 и Campagnolo EPS.
3 отверстия на подседельной трубе позволяют выбирать расположение дополнительного держателя фляги, благодаря чему подседельная труба испытывает еще меньшее сопротивление воздуха (функция присутствует при размерах рамы от 50 и выше).
Съемный кронштейн крепления переднего переключателя, чтобы можно было удалить его в индивидуальных гонках на время, где передний переключатель не столь необходим. Снятие переключателя дополнительно снижает вес и сопротивление воздуха.
Кареточный узел с итальянской резьбой. Pinarello не идёт на компромиссы в этом вопросе, поскольку это, безусловно, лучшее решение для того чтобы обеспечить жёсткость, эффективность и надёжность на протяжении длительного времени.
• Эксклюзивный партнёр Pinarello, японский гигант в производстве композитов компания TORAY назвал Pinarello единственным производителем велосипедов, который достоин использовать новейшее углеродное волокно “Карбон Мечты” T1100 1K с технологией Nanoalloy.
• Главная особенность нового карбона T1100 1K очевидна - соотношение веса и жёсткости. В качестве примера: DOGMA 65.1 из карбона Torayca 65HM1K весит 940 г при размере 54. Рама DOGMA F10 того же размера из материала T11001K весит на 100 г меньше, сохраняя все структурные характеристики.
• Этот карбон используется при производстве самых современных гигантских аэробусов, а теперь он применяется и при производстве Dogma и его компонентов, чтобы позволить вам буквально лететь по дороге.
Дропауты вилки имеют своего рода "закрылки", сглаживающие аэродинамический поток вокруг колеса (снижение аэродинамического сопротивления -10%), повышая надёжность и точность управления на высоких скоростях.
Контроллер электронных групп (который ранее размещался под выносом) расположен внутри нижней трубы, чтобы повысить аэродинамику, безопасность и удобство его использования.
Более аэродинамический, чем Dogma F8, благодаря приплюснутой нижней трубе (улучшение аэродинамики в этой области +20%).
Шоссейный велосипед не может быть только аэродинамическим, в таком случае он стал бы слишком тяжёлым и на нём было бы трудно ездить в гору. Dogma F10 имеет отличную аэродинамику, не ставя под угрозу исключительную точность управления и полное удовлетворение от качества езды, характеризующие каждый велосипед Pinarello.
Уже создав два самых успешных велосипеда в новейшей истории велоспорта, конструкторы Pinarello при разработке нового проекта могли опираться на обширные технические инновации и ноу-хау. Фактически Dogma F12 является результатом комплексного исследования, которое опиралось на симбиоз всеобъемлющих знаний Pinarello в разработке структуры и аэродинамики велосипеда со скрупулёзным вниманием к потребностям гонщика для улучшения его езды.