Говорят, что от добра добра не ищут. Потому, используя на своём шоссейнике покрышки Continental Grand Prix 4000, я и не задумывался о смене резины на что-то другое, ведь в них меня устраивало всё: отличное качение, хорошее сцепление в поворотах, великолепная защита от проколов (я много езжу по городу и дороги порой бывают, мягко говоря, не самые лучшие – проблем никаких) и вполне приличное сцепление в мокрую погоду.
И, тем не менее, сидит в веломаньяке (а я ведь тоже, пусть и в лёгкой стадии, болен этой манией) некий бес перфекционизма, заставляющий постоянно искать совершенства и заниматься беспрерывным апгрейдом своего велосипеда. И когда в наш магазин поступили трубчатые шины чешского производителя TUFO под клинчерные ободья, я не смог устоять от искушения попробовать что-то новенькое, к тому же не совсем обычное, а потому вдвойне привлекательное, и поставил себе трубки под клинчер TUFO С Hi-Composite Carbon.
ТЕОРИЯ
Теоретически привлекало несколько моментов. Во-первых, сам производитель. TUFO, возможно, не самый популярный бренд, да и страна-изготовитель – Чехия - звучит не так помпезно, как Германия или Италия, но эта фирма уже более 20-и лет специализируется именно на производстве трубчатых велосипедных шин: среди специалистов она уже заработала себе имя, да и профессионалы давно и успешно выступают на этой резине на соревнованиях самого высокого уровня. От тех, кто пробовал TUFO, плохого об этих шинах я не слышал – было интересно попробовать самому.
Во-вторых, привлекала возможность попробовать на клинчерах трубки. О преимуществах трубчатых шин известно достаточно хорошо – это и лёгкость, и качение. Но есть в их использовании свои сложности, в частности необходимость наклейки на ободья, что, при правильном подходе – отодрать старую трубку, очистить обод от старого клея, грунтовка, несколько слоёв нового клея, каждому из которых необходима просушка, и так далее – процесс трудоёмкий и долговременный. К тому же использование трубчатых шин в тренировочном процессе обходится довольно накладно, поскольку стоимость трубок и, конечно, самих трубчатых колёс на порядок выше по сравнению с клинчерами.
Трубка под клинчер избавляет пользователя сразу от всех минусов обычных трубчатых шин: её не надо клеить, а потому она быстро меняется, её можно использовать на самых обычных колёсах, а не исключительно на топовых трубчатых.
ПРАКТИКА
Надо признать, установка трубки под клинчер занимает несколько больше времени, чем обычной клинчерной покрышки и без должного навыка над этим делом приходится попыхтеть. Однако по истечении получаса мне вполне счастливо удалось затолкать обе трубки в ободья (смотрите, чтобы обод вошёл в предназначенные для этого пазы) и, набив в них 11 атмосфер (ещё одно преимущество трубок – высокое давление; люблю, знаете ли, чтобы подубовее!), я незамедлительно отправился их испытывать.
Первое впечатление оказалось… несколько сумбурным. Похоже, я слишком скрупулёзно подошёл к процессу тестирования и, вместо того, чтобы просто получать удовольствие от езды, занимался тем, что постоянно пытался отыскать недостатки TUFO С Hi-Composite Carbon по сравнению с Continental GRAND PRIX 4000, которые были для меня эталоном. И никак не находил. А потому испытывал даже некоторый психологический дискомфорт на грани когнитивного, простите, диссонанса.
Качение этих клинчерных трубок показалось мне ничуть не хуже, чем у тех же топовых клинчеров «Конти», а сцепление в крутых скоростных виражах велотрассы в Крылатском давало даже больше уверенности, чем это было раньше (причём, это, как выяснилось позднее, справедливо и для мокрой трассы – насечка по бокам протектора обеспечивает отвод воды). Резиновая смесь с добавлением карбона, из которой сделан протектор, показала себя с самой лучшей стороны. Таким образом, испытание на рабочие характеристики оказалось вполне успешным, хоть и оставило у меня тем самым привкус недоумения.
А вот испытания на прочность и износостойкость ждали TUFO С Hi-Composite Carbon на обычных московских дорогах, по которым я езжу на работу. Дороги, может, и не самые плохие, но мелкие острые камни, небольшие выбоины и неровности стиральной доски на них обычное дело (плюсуем сюда «лежачих полицейских»). Поначалу я опасался «зависнуть» с проколом где-нибудь посередине пути и постоянно возил с собой герметик и карманный насос, чтобы быть готовым ко всему. Однако время шло, а клинчерные трубки TUFO вели себя прекрасно – композитный слой от проколов под протектором справлялся со всеми каверзами на дороге. В конце концов, я успокоился на этот счёт и теперь уже обнаглел и обленился настолько, что не вожу с собой ни герметика, ни насоса.
Ещё один несомненный плюс – это хорошее поглощение дорожных вибраций. При камнеподобных 11 атмосферах в трубках на выщербленном до гравия асфальте ваши челюсти не придётся стягивать ремешком шлема, чтобы они не клацали одна о другую, в руках нет ощущения пропущенного через них электрического тока, а в попе не появляется зуда, словно у вас последняя стадия геморроя.
Сухая статистика: порядка 20 часов в седле, более 500 пройденных километров - ни одного прокола. Износ же (вернее, его отсутствие) можно видеть на фотографии.
РЕЗЮМЕ
Отличные трубки под клинчерные колёса! Качение, сцепление (как на сухой, так и на мокрой дороге), износостойкость, сопротивление проколам, поглощение вибраций – всё на высшем уровне.
Б. Жуков (фото Элвиса)