ПОДПИСАТЬСЯ:
Правильная посадка чрезвычайно важна, если вы намерены проводить много часов на велосипеде, не испытывая дискомфорта и не рискуя подвергнуть себя кумулятивной травме. Кроме того, правильная посадка позволяет как более эффективно вращать педали, так и лучше управлять велосипедом. Вот основные параметры, которые следует учитывать при настройке велосипеда.
Наиболее важные измерения
Хотя всё больше велосипедистов начинают обращать внимание на посадку, адаптируя её к своей анатомии и обращаясь к биомеханику, чтобы найти правильные регулировки велосипеда, всё ещё обычное дело видеть людей, крутящих педали на слишком низко расположенном седле, с низким рулём, слишком растянутой или, напротив, зажатой посадкой, неподходящей для их телосложения, и множеством прочих биомеханических ошибок.
Если вы ездите мало, то обычно неправильная посадка не приносит большого вреда здоровью, но в любом случае она становится причиной серьёзных неудобств при езде, например, болей в спине и шее, натираний седлом или онемения в различных частях тела.
Не претендуя здесь на анализ биомеханика (его вы можете получить, пройдя байкфит в PROVELO на оборудовании и по методике итальянской велосипедной лаборатории IDmatch), дадим несколько советов, как отрегулировать основные размеры вашего велосипеда, чтобы, как минимум, постараться избежать кумулятивных травм.
Высота седла
Один из основных параметров, влияющих на эффективность педалирования. Можно отрегулировать прочие размеры, но если вращать педали на слишком высоком или слишком низком седле, то не только теряется значительная часть усилий, прикладываемых на педали, но и возникает риск со временем заработать боль в коленях или, по крайней мере, дискомфорт в опорных зонах.
Есть много различных способов измерения этого параметра: от длины внутреннего шва до различного рода кустарных методов, в которых в качестве ориентира используется какая-либо часть тела.
Впрочем, ощущения часто скажут вам больше, чем различные «формулы». Необходимо найти положение ноги, при котором колено почти полностью (но не полностью) выпрямлено. После этого пробуем крутить педали и искать более точную регулировку в зависимости от того, ощущается ли чрезмерное давление в промежности или заметно, что сложно прилагать усилие к педалям.
Расстояние от седла до руля
При выборе размера велосипеда, «рич» (расстояние от центра кареточного узла до центра рулевой) является решающим параметром для оценки того, подходит он или нет. Особенно это актуально для современных велосипедов с интегрированными рулями-выносами и внутренней проводкой, что, несомненно, удобно при пользовании, но очень затрудняет регулировку этого параметра.
Отрегулировать расстояние до руля можно «поиграв» с длиной выноса, оставив небольшой запас смещения седла, хотя использовать этот параметр для данной регулировки не следует (об этом ниже).
При должной регулировке вы способны свободно и естественно дотягиваться до рычагов переключения и тормоза с полусогнутыми локтями и не чувствуя напряжения в пояснице или, если «рич» слишком короткий, в верхней части спины и шеи. Для оценки необходимо сделать заезд хотя бы на пару часов, поскольку иначе вы не получите верных ощущений.
Смещение седла
Часто этот параметр мало кто учитывает, но он, однако, сильно влияет на эффективность педалирования. Правильно отрегулированное смещение позволяет эффективно распределить работу между всеми мышцами ноги, вращение педалей происходит легче, не «зависая» в какой-либо точке, и мощность прилагается по всему кругу вращения.
Вот почему не следует использовать смещение седла для регулировки расстояния до руля, поскольку этот параметр влияет на способ вращения педалей, хотя всегда можно чуть поиграть с диапазоном, чтобы адаптировать это измерение к своим предпочтениям и типу седла. Последнее важно, поскольку традиционно смещение измерялось по носику седла и центру кареточного узла. Однако современные сёдла меняют эти ориентиры.
Теперь предпочтительнее учитывать точку поворота колена, чтобы мощность прикладывалась к педали перпендикулярно в точке наибольшего усилия, то есть при горизонтальном положении шатунов. Для этого нужно провести вертикальную линию (опустить отвес, например) от точки поворота колена (а не от коленной чашечки, как можно часто видеть) и совместить его с осью педали.
Изменяя смещение седла, необходимо учитывать, что это влияет на досягаемость педалей и вращение. Поэтому следует внести коррективы и в высоту его расположения, слегка приподняв седло после его смещения вперёд или опустив, если сместили его назад.
Разница высоты между седлом и рулём
Традиционно шоссейные велосипеды были машинами для соревнований, с такой же агрессивной посадкой, как у профессионалов. На классических велосипедах резьбовая система рулевого управления и клиновые выносы позволяли регулировать высоту руля подобно седлу.
Появление современной системы рулевой принесло ряд преимуществ с точки зрения механической простоты и снижения веса, но практически лишило возможности регулировать высоту руля. Высоту теперь можно регулировать заменой количества проставок на рулевой, размещая их выше или ниже выноса.
Однако установка большого количества проставок оказывает негативное влияние на точность рулевого управления и его жёсткость, поскольку вынос находится далеко от верхнего подшипника. Ну и смотрится такая конструкция, мягко говоря, не слишком эстетично. Можно также изменить высоту руля наклоном выноса: просто перевернув его, вы можете сделать ощутимую разницу в высоте (зависит от угла наклона выноса).
Помните, что слишком низкий руль потребует чрезмерного сгибания бедра, что приведёт к потере прилагаемой мощности в верхней части круга педалирования, а также к дискомфорту в спине и промежности. Ещё одним последствием слишком высокого седла становится сложность использования дропов руля - хвата, при котором можно лучше всего контролировать велосипед на спусках или при езде на высокой скорости. Напротив, слишком высокий руль может вызвать дискомфорт в шее, а также серьёзно повлиять на аэродинамику.
Таковы основные параметры, которые необходимо контролировать на своём велосипеде, если вы хотите ездить удобно, эффективно и избежать кумулятивных травм. А чтобы точно определить эти параметры в соответствии со своей анатомией и особенностями педалирования, ждём вас на байкфит в PROVELO на оборудовании и по методике итальянской велосипедной лаборатории IDmatch.