Периодический контроль за состоянием тормозов на велосипеде поможет вам значительно улучшить эффективность их работы и, соответственно, повысить собственную безопасность на дороге. На что обратить внимание? О четырёх довольно простых шагах контроля за состоянием тормозов рассказывает наш эксперт – Мастер спорта России международного класса, чемпион Европы и дипломированный тренер по велоспорту Олег ЖУКОВ.
1. Колодки
В первую очередь необходимо периодически контролировать состояние тормозных колодок. Когда суппорты в раскрытом свободном положении, очистите тряпкой тормозные колодки (лучше всего, сняв колёса) и проверьте их состояние. Высматривайте износ, а также частицы сплава, которые сдираются с обода и застревают в колодке, что повреждает обод и снижает эффективность торможения. Практически все более или менее приличные колодки имеют отметки допустимого износа (контрольные линии). Если колодка сносилась почти до отметки – её необходимо менять. Замене также подлежат неравномерно изношенные колодки, поскольку меньшая площадь контакта с ободом снижает эффективность торможения. Неравномерный износ свидетельствует о том, что ваши колодки установлены неправильно (криво) и их надо регулировать.
Следите за состоянием износа колодок с помощью специального индикатора.
2. Ход суппортов
Чем легче ходят тормозные суппорты, тем меньше усилий вы тратите на торможение и тем лучше он возвращается в исходное положение, не мешая вращению колеса. Освободите тормоза (у Shimano, например, это делается рычажком на суппорте, у Campagnolo – кнопочкой-штифтом на ручке переключения и тормоза) и сожмите суппорт пальцами до соприкосновения с ободом, а затем отпустите и убедитесь, что суппорт как свободно сжимается, так и освобождается. Если свободному ходу суппорта что-либо мешает (это может быть коррозия от реагентов на дороге или механические неполадки), то он требует обслуживания и регулировки.
На тормозах Shimano суппорты освобождаются рычажком на них.
3. Тросы и рубашки
Периодическая смазка и контроль состояния тормозных тросиков вашего велосипеда улучшает их скольжение во внешних рубашках и, соответственно, обеспечивает более лёгкое и плавное усилие торможения, а также беспрепятственный возврат суппортов в исходное положение. Проверьте рубашки на наличие любых внешних повреждений, которые могут затруднить ход тросиков внутри. Сняв колесо, нажмите на тормозную ручку и проверьте лёгкость и плавность её хода. Затруднённый ход ручки может свидетельствовать о коррозии тросика или его механическом повреждении внутри рубашки. Обслуживание заключается в смазке тросиков или, если нужно, их замене.
Тросы и рубашки требуют периодической смазки.
4. Ободья
Очистите тормозную поверхность на своих ободьях тряпкой. Если на тормозной поверхности имеются задиры и (или) неровности, она нуждается в шлифовке. Большинство производителей ободьев делают на них индикаторы износа - линию или контрольное углубление - так что поищите их на ободе и посмотрите, остаётся ли износ в допустимых пределах. В случае превышения допустимого износа, увы, обод нужно менять, не дожидаясь, пока он сотрётся до дыр.
Индикатор износа на ободе подскажет о необходимости его своевременной замены.
Не забывайте периодически проверять ваши тормоза, а в случае необходимости обслуживания, регулировки или замены их компонентов, вы можете обратиться в специализированную мастерскую.