Похоже, грядёт переломный момент
SRAM и Shimano заявляют, что планируют продать в 2018 году - как в комплектах групп оборудования, так и на велосипедах в полной комплектации - больше дисковых шоссейных тормозов, чем ободных. Некоторые велосипедные бренды, такие как Specialized, Trek и Cannondale, поддерживают эту тенденцию.
Пока большинство брендов намерены продолжать поддерживать оба типа тормозов, Specialized определённо направлен исключительно на диски.
«Мы собираемся прекратить продажу шоссейных велосипедов в полной комплектации с ободными тормозами и будем продавать под них только фрейм-сеты», - говорит представитель Specialized по связям с общественностью Шон Эстес.
«2018-й наверняка будет переломным моментом»
Shimano не афиширует планируемое количество продаж, но менеджер шоссейных продуктов Дэйв Лоуренс говорит, что в этом году дисковые тормоза, безусловно, обойдут по продажам ободные.
«Это по общим продажам, а не только велосипедов и групп высокого или низкого уровня, - говорит Лоуренс. – Продажа дисковых тормозов действительно выросла во второй половине 2017 года, как OE (оригинальное оборудование, продаваемое брендам велосипедов], так и на вторичном рынке. Мы оказались не в состоянии удовлетворить спрос на гидравлические Dura-Ace и Ultegra. Думаю, что в 2018 году мы увидим как дисковые тормоза обойдут ободные в общих продажах».
SRAM не делится конкретными цифрами, но пресс-секретарь Майкл Зеллманн даёт некоторые проценты продаж компонентов предприятия.
По словам Зеллманна, в 2018 модельном году дисковые тормоза составят 67% общих продаж компании по сравнению с 44% в 2017 году. (Модельный год обычно опережает фактический календарный на год. Например, SRAM продавала тормоза модельного года 2018 в течение 2017-го.)
По данным SRAM, из их продаж модельного года 2018 дисковые тормоза составляют целых 87% шоссейных тормозов, проданных как оригинальное оборудование для велосипедов. Для послепродажного обслуживания диски составили 13% продаж для шоссейных велосипедов.
Кроме того, подразделение SRAM Zipp сообщило, что 25% их шоссейных колёс модельного года 2018 были дисковыми моделями, по сравнению с 20% в предыдущем году.
В некоторых странах мира и ряд компаний быстрее приняли дисковые тормоза, чем в других.
«В горных частях света дисковые тормоза продавались больше, - отмечает Зеллманн. - И Specialized оказалась одной из первых компаний, которые приняли диски, поэтому их продажи оказались выше, чем у некоторых других. Европа была медленнее в принятии новинки. Это было так и для карбоновых колёс даже на кроссовых велосипедах».
Так что, ободные тормоза – труп?
Будут ли ободные тормоза всегда предлагаемой альтернативой оборудования или они доживают последние дни и скоро полностью исчезнут с современного шоссейного велосипеда? Ответ зависит от того, кого вы спросите.
Specialized явно выступает за диски. Например, модель Roubaix уже поставляется исключительно с дисковыми тормозами. Модель Venge вы можете купить с ободными тормозами только как фрейм-сет, но не полный велосипед.
Giant уже поставляет только с дисковыми тормозами несколько моделей велосипедов 700С. Диски для кроссовых велосипедов не удивительны, но компанию им также составляет и аэродинамический Propel SL.
Cannondale прикладывает немалые усилия, чтобы изменить торможение: 32 текущих шоссейных моделей этого бренда поставляются с дисковыми тормозами против 20 велосипедов на ободных тормозах.
«Можно предполагать, что большинство оставшихся пока ещё не убеждённых шоссейных гонщиков в течение следующих нескольких лет перейдут на дисковые тормоза, - говорит менеджер по продуктам Cannondale Нина Баум. – Шоссейные гонщики, как правило, технически подкованы, и благодаря преимуществам дисковых тормозов, подкреплённым их появлением на подиумах Мирового Тура, вскоре мы увидим на дисковых тормозах даже тех обитателей солнечных и хорошо асфальтированных стран, которые продолжают цепляться за лёгкие ободные тормоза».
Giant, один из самых больших игроков индустрии и изготовитель велосипедов многих других брендов, видит устойчивое движение к дисковым тормозам в своих продажах шоссейных велосипедов. Во всем мире продажи Giant велосипедов с ободными тормозами падают с 72% в 2016 модельном году до 70% в 2017 году, 62% в 2018 году и 60% в модельном 2019 году.
Менеджер по маркетингу продуктов Giant Эндрю Юскайтис говорит, что подобные проценты отслеживаются и для велосипедов стоимостью выше $ 2000, и для тех, что стоят дешевле. У некоторых компаний велосипеды более высокого класса быстрее движутся в сторону дисковых тормозов.
Несмотря на то, что в 2018 году Giant предлагает 25 шоссейных моделей с дисковыми тормозами и 33 с ободными, в 2020 модельном году компания рассчитывает на продажи 40% с ободными тормозами против 60% с дисковыми.
Тем временем, Trek и Shimano позволяют гонщикам выбирать самим
Директор шоссейного департамента Trek Джордан Рёссинг настаивает на том, что компания из Висконсина не встаёт на сторону дисковых тормозов для шоссе.
«Наша команда Мирового Тура Trek-Segafredo получила возможность выбора типа тормозов для гоночного сезона 2018 года, и они выбрали диски, - говорит Рёссинг. - Этот выбор был основан на обширном тестировании, и у них сложилось мнение, что диски обеспечивают преимущество в эффективности езды».
Рёссинг говорит, что Trek предлагает больше возможностей, чем любой другой бренд, выбора ободных или дисковых тормозов: «И в обозримом будущем количество опций, доступных потребителям в нашей линейке велосипедов, будет только увеличиваться. Предложение обоих типов тормозов для нас не самое простое, поскольку это значительно усложняет наш бизнес. Несмотря на это, мы считаем, что лучше смотреть на этот вопрос с точки зрения потребителя, а сейчас потребители хотят иметь выбор».
Shimano занимает аналогичную позицию. «Ободные тормоза в ближайшее время не исчезнут, - говорит Лоуренс. - Люди всё ещё стремятся к самому лёгкому велосипеду. Мы никогда не пытались подталкивать выбор в ту или иную сторону. Мы предоставляем оба типа тормозов».
По материалам Bikeradar.com