«Вуэльта Испании», 9 сентября, этап 12: Андорра-ла-Велья - Ллейда 172.5 км
Госс обеспечивает неоспоримое лидерство
Марк Кавендиш в течение трех дней носил красную майку лидера, но до этого дня он не мог взять какой-либо из этапов «Вуэльты Испании» этого года. Все изменилось в Ллейда, на 12 день после того, как HTC-Columbia выиграла гонку на время, открывавшую «Вуэльту», а его товарищ по команде Мэтью Госс предоставил Кавендишу неоспоримое преимущество перед соперниками на финишной прямой.
Госс обеспечил Кавендишу такое преимущество, что сам оказался третьим только потому, что потерял время, поднимая руки и указывая на звездного товарища по команде, который праздновал победу, что позволило гонщику команды Garmin Тайлеру Фаррару опередить его и выйти на второе место.
Имя Дениса Галимзянова («Катюша») оказалось новым для такого финиша, однако он сумел обогнать Тора Хушовда (Cervelo TestTeam) и финишировать на четвертом месте.
«Мы очень рады, что победили сегодня, - сказал Кавендиш. - Это стало возможным благодаря моему ведущему, Госсу. Он проделал невероятную работу».
Кавендиш даже хотел, чтобы его товарищ по команде Госс сам забрал эту победу, но австралиец сбросил темп за 200 м до линии финиша и Кавендишу ничего не оставалось, кроме как взять дело в свои руки.
«Финиш оказался сумбурным, очень сумбурным, - сказал победитель этапа. - Еще за 600 метров до финиша я думал, что мы слишком далеко сзади, но Госс рванул вперед. Я думал, он не сможет обойти соперников, поэтому даже расслабился, но он сделал это. Я оглянулся и увидел, что мы уже в отрыве от группы. Я хотел дать ему победить, но он сказал: «Давай! Давай!». Сзади накатывала группа, и я пошел к финишу.
Это здорово, что мы одержали такую победу как эта. Мы не должны были ехать сегодня, потому что у нас в отрыве был Ларс Бак. Garmin и другие организовывали погоню и, возможно, это оказалось для них нелегко, потому что они рано потянули группу к отрыву перед подъемом, но у них ничего не вышло».
Эта победа стала для Кавендиша десятой в 2010 году, несмотря на проблемы с зубами, мешавшие ему в начале сезона. С этой победой на «Вуэльте» Кавендиш присоединяется к англичанину Роберту Миллару, который пока единственный выигрывал этапы на каждом из трех Гранд Туров.
«Вуэльта прекрасная гонка, - сказал Кавендиш. - Очень приятно иметь теперь победы на этапах на каждом Гранд Туре. Всем известна страсть, которую я питаю к этим гонкам. Я следил за ними еще ребенком. Стоять на подиуме – это нечто особенное.
Я просто люблю победы и люблю быть частью команды-победителя. Я надеюсь, что мы продолжим выигрывать до тех пор, пока я буду профессионалом».
В общем зачете ситуация остается практически неизменной, Игорь Антон (Euskaltel-Euskadi) сохраняет красную майку лидера. Преимущество испанца над Винченцо Нибали (Liquigas-Doimo) и Хавьером Тондо (Cervelo TestTeam), занимающими второе и третье место, осталось 45 секунд и 1:04 соответственно.
«Это был этап для чистых спринтеров и сценарий оказался таков, как и планировалось, - сказал Антон. - На следующий день после победы в Пал у меня были хорошие ноги, и я был очень рад надеть красную майку. Моя команда проделала огромную работу, чтобы защитить меня, особенно в финале, когда ситуация была напряженной».
С победой на этапе в Ллейде, Кавендиш опередил Антона в очковой классификации. Первый визит «Вуэльты» в этот город был 1989 году. 21 год назад здесь доминировал британский спринтер Малколм Эллиотт, выиграв второй и заключительный этап «Вуэльты» в своей карьере. В 1989-м Эллиот выиграл и классификацию по очкам, и этот подвиг Кавендиш также может повторить.
«Я хочу закончить «Вуэльту», и я бы хотел выиграть зеленую майку, - сказал Кавендиш. - Я постараюсь добраться до Мадрида и бороться за промежуточный спринт. Сделать на «Вуэльте» то, что сделал Малколм Эллиотт, это нечто особенное. Я выгляжу не так хорошо, как он, но я стараюсь быть столь же хорош на велосипеде, как он был в такого рода гонках».
Лидерство Давида Монкути в горной классификации оставалось в этот день неоспоримым, поскольку очки за единственный на этом этапе подъем второй категории Коль-де-Бойхолс были поделены гонщиками в отрыве, не представлявшими угрозы для лидерства француза.
День спринтеров
С маршрутом, благоприятным для спринтеров пелотона и относительной нехваткой возможностей для спринта в «Вуэльте» вообще, день для быстрых гонщиков выглядел очень подходящим. Тем не менее, шесть гонщиков атаковали в начале этапа, в надежде диктовать другой результат этапа на финише в Ллейде.
Маркус Эйхлер (Milram), Перриг Квеменер (Bbox Bouygues Telecom), Густаво Сезар (Xacobeo Galicia), Ларс Иттинг Бак (HTC-Columbia), Антонио Пьедра (Andalucia CajaSur) и Блель Кадри (Ag2R-La Mondiale) атаковали после 10 километров дистанции, а затем получили подкрепление на 51-м километре в лице гонщиков Xacobeo Galicia Давида Гарсия Дапена и Густаво Родригеса, к которым присоединился Марко Марцано (Lampre-Farnese Vini).
Появление Гарсия Дапена, 19-го в общей классификации в 5:04 за лидером Игорем Антоном, гарантировало пристальное внимания к отрыву со стороны пелотона.
«Отрыв оказался неполноценным, потому что в нем были три гонщика из Xacobeo-Galicia, в частности, Давид Гарсия Дапена, - сказал один из оторвавшихся гонщиков Перриг Квеменер, едущий первый Гранд Тур. – Основная группа никогда бы не дала ему уйти слишком далеко вперед. Поэтому я совсем не верил в шанс побороться за победу на этапе, но было настолько хорошо ехать впереди».
Беглецов держали на коротком поводке с максимальным отрывом в 3:18 в начале этапа. С преобладанием прямых и ровных участков трассы на последних 35-и км до Ллейды, отрыв был бессилен противостоять напору пелотона, и за 23 км до финиша общая группа настигла беглецов.
Lampre-Farnese Vini, Liquigas-Doimo и Garmin-Transitions боролись за контроль над головой гонки для быстрого финиша в Ллейде, но их опередила HTC-Colambia, которая прекрасно провела финишный отрезок, и у Кавендиша просто не оставалось иного выбора, кроме как завершить общую работу победой на этапе.