Выход в свет электронной системы переключения Campagnolo, несомненно, знаковое событие на рынке велосипедных компонентов, а потому мы решили уделить ему более пристальное внимание, рассмотрев новые группы Record EPS и Super Record EPS ну о-о-очень детально, буквально разобрав их по косточкам. Открываем своего рода сериал по материалам западной велосипедной прессы, которая, естественно, не обошла это событие стороной. Начинаем (вернее, продолжаем) статьей портала BikeRadar (небезызвестный Джеймс Хуанг делится впечатлениями).
Две электронные группы
Спустя двадцать лет и четыре поколения разработок, Campagnolo, наконец, представила не одну, а целых две электронные группы - Record EPS (электронное переключение передач) и Super Record EPS, обе с одинаковой функциональностью, но с небольшими различиями в весе и эффективности, такими же, как и у механических аналогов.
Так же, как и Shimano в своих электронных системах Dura-Ace Di2 и Ultegra Di2, Campagnolo обещает безопасное и точное переключение, надежность, плюс более быстрое переключение передач, чем с механической группой. Но EPS также предложит гонщикам ощущения при переключении, которые будут имитировать механическую систему для подлинной тактильной и звуковой обратной связи (чтобы переключение ощущалось и слышалось), не говоря уже о еще лучших возможностях мультипереключения (через несколько передач сразу), чем у текущих версий групп Record и Super Record. Все бонусы за плату в 200 г веса.
Электронная начинка объединена с псевдомеханическими ощущениями и способностью мультипереключения
Новые группы Campagnolo EPS схожи по некоторым основным характеристикам со следующим поколением систем Shimano Di2: специальные переключатели в рычагах посылают сигналы в "мозг", который затем передает эти сообщения на двигатели, которыми оборудованы передний и задний переключатели, которые сдвигают цепь… ну и так далее. Campagnolo, однако, сделал лучшую работу по имитации ощущений (и они практически идентичны!) от работы своих ручек переключения/тормоза Ergopower. Нажатия, как и ожидалось, очень короткие, но большее усилие пружины делает его похожим на механическое переключение, а также при каждом нажатии кнопки наличествует довольно хорошо различимый на слух щелчок.
Согласен, что тактильная и звуковая обратная связь различна для повышающих и понижающих передач, но, тем не менее, это обратная связь - что-то, чего всегда не хватало в системе Shimano, то есть Campagnolo функционально улучшила систему. Лепесток понижающей передачи EPS в том же месте, что и на привычном механическом рычаге Ergopower, но Campagnolo переместила рычажок повышающей передачи несколько вниз, для того, чтобы до них было легче дотянуться с дропов руля.
Campagnolo удалось также действенно улучшить переключение Ergopower через несколько передач. Текущие механические рычаги Super Record и Record могут переключать до трех передач на понижение и на пять передач на повышение, тогда как EPS может переключаться через всю кассету при помощи одной команды. Вместо того, чтобы повторно жать на кнопку, переключатели EPS реагируют на время нажатия, то есть задний переключатель будет двигаться на определенное количество позиций в зависимости от того, как долго гонщик удерживает кнопку. Для переключения через все 11 передач, нужно удерживать кнопку в течение полутора (1,5) секунд.
К сожалению, при мультипереключении нет механизма обратной связи, чтобы гонщик мог точно знать, на сколько шестеренок сдвинулась цепь, однако директор по маркетингу и связям с общественностью компании Campagnolo Лоренцо Таксис уверен, что гонщики быстро научатся "своими ногами и мозгами" чувствовать на сколько передач переключились.
Хотя эти группы, безусловно, технически более продвинутые, чем действующие в настоящее время механические системы компании, Campagnolo подчеркивает, что EPS не просто инженерное решение, она действительно обеспечивают ощутимо более высокую эффективность, особенно в условиях гонки, для которых она была разработана. По данным внутреннего тестирования, группы EPS могут успешно выполнить переключение под нагрузкой (в любом направлении) с эффективностью почти на 70 процентов выше, чем Super Record, в то время как заднее переключение будет завершено в среднем всего за 0,352 секунды, по сравнению с 0,469 секунды на механике – казалось бы, мизерная разница, но такая, что ее все еще может ощутить человек.
Так же, как Di2, EPS не нуждается в какой бы то ни было регулировке после первоначальной настройки. В отличие от обычных тросиков с проводкой, работа которых может изменяться с течением времени, цифровые сигналы EPS будут оставаться последовательными для постоянной эффективности, что сокращает расходы на содержание системы.
Record eps против super record eps
Так же как и механические группы, Record EPS и Super Record EPS различаются в используемых материалах и мелких деталях конструкции. Например, рычаги Ergopower Super Record EPS имеют особенности формы и инженерии для большего снижения веса.
Подобные конструктивные особенности можно отыскать практически во всех компонентах, где карбон заменен на сплав, например, в наружной части лапки переднего переключателя, а двигатель переключателя передач и его корпус заменены на сплав и сталь соответственно. Задний переключатель Super Record имеет алюминиевый корпус редуктора и керамические ролики, тогда как версия Record использует стальной корпус передач и стандартные ролики.
Затем, конечно, есть различия с механическими компонентами, которые такие же, как и в механических группах. Одним из самых больших отличий в эффективности Super Record является использование не требующих смазки керамических подшипников Campagnolo CULT, тогда как Record использует подшипники USB.
Работа батареи, защита от воды и проводка
Одним из основных отличий конфигурации EPS, по сравнению с Di2, стали батарея и проводка. Если Shimano выбрала съемную литиево-ионную аккумуляторную батарею, то питание EPS постоянно размещается вместе с «мозгом» и не так легко снимается. Как мы и подозревали еще в апреле, подзарядка осуществляется через небольшой порт, расположенный на нижней части блока питания.
Некоторые пользователям это покажется менее удобным, но Campagnolo утверждает, что ее целостный блок более устойчив к непогоде. Фактически, компания гарантирует, что все компоненты EPS водонепроницаемы на глубине до одного метра, и мы стали свидетелями того, как механики команды Movistar подвергали компоненты мытью под давлением во время гонок сезона.
Кроме того, Campagnolo утверждает, что ее батарея EPS также дольше работает. В то время как Shimano заявляет примерно 1600 км автономной работы при средних условиях (справедливости ради отметим, что на практике она работает дольше), Campagnolo гарантирует около 2000 км при езде порядка 2000 км в месяц. Менее частое использование снизит этот показатель примерно до 1500 км, если велосипед используется только 500 км в месяц, что показывает потерю определенной степени энергии, когда система простаивает.
Campagnolo гарантирует 500 циклов зарядки батареи EPS, после чего весь блок питания (и соответствующая электропроводка) должны быть заменены в полном объеме. На бумаге это выглядит не слишком внушительно, пока вы не посчитаете, что 500 циклов заряда соответствует примерно 40! годам, если вы будете постоянно проезжать по 2000 км в месяц. Время зарядки для полностью разряженной батареи, по заявлениям, составляет 1,5 часа.
Говоря о проводке, стоит упомянуть, что EPS, к счастью, будет использовать те же размеры порта и позиции, которые предусмотрены в настоящее время в системе Shimano Di2. Еще лучше то, что у Campagnolo не будет несколько различных комплектов проводки в зависимости от того, как система будет установлена - провода от блока питания к отдельным компонентам, по заверениям, достаточно длинны, чтобы разместить широкий спектр компонентов, а излишки провода будет необходимо просто заправить внутрь рамы (при условии, внутренней проводки, конечно).
Вес и стоимость: легче, чем Di2, но с окончательными ценами пока не ясно
Для профессиональных команд Campagnolo планирует поставить новые группы в ближайшие недели, а производителям велосипедов придется подождать до декабря. Гонщикам, надеющимся приобрести детали на вторичном рынке, нужно будет ждать до весны. Как говорят, стоимость группы Record EPS будет на уровне Shimano Dura-Ace Di2, а Super Record EPS, по слухам, будет дороже. Впрочем, насколько известно, окончательные цены еще не определены.
Вес для группы Record заявлен 2184 г, а для Super Record 2098 г. Это легче, чем Shimano Dura-Ace Di2, которая весит 2262 г.
И хотя мы не думаем, что электронное переключение сможет когда-либо полностью заменить механическое, но теперь, когда второй из «большой тройки» производителей вступил в конкурентную битву, развитие электронного переключения, без сомнения, пойдет потребителям на пользу.
Почему так долго?
Хотя потребители только сейчас видят серийную версию новой электронной группы Campagnolo, фактически компания впервые начала свои первые работы по ее разработке в 1992 году - так давно, что еще восьмиступенчатая трансмиссия и интегрированный рычаг тормоза/переключения считались самыми современными и примерно за год до первой злополучной коммерческой попытки Mavic.
Первый рабочий прототип Campagnolo был - как и все в те дни - восьмиступенчатой системой и разработчики компании размещали электронику и батарею внутри пустой бутылки из-под воды. Необходимые двигатели и приводы переключателя быстро посчитали слишком тяжелыми и громоздкими, чтобы быть практичными, и эта идея была низведена до неопределенного статуса разработки. Хотя компания была убеждена, что моторизованные передачи станут следующим логическим шагом в плане эффективности, тем не менее она не чувствовала никакого давления со стороны конкурентов, чтобы вывести систему на рынок в конкретные сроки.
И вот дождались
На самом деле, Campagnolo признает, что она была на грани запуска электронной группы еще в 2005 году. Эффективность системы была отличной в реальных и лабораторных испытаниях, и даже прототипы на профессиональных велосипедах команд тогда выглядели вполне законченными. Тем не менее, Таксис говорит, что одна система дала сбой во время необычайно сурового теста на водонепроницаемость впереди быстро движущегося командного автомобиля после этапа «Джиро ди Италиа» того года и Campagnolo, видевшая свою электронную группу исключительно лучшим пакетом для гонок, снова остановила разработки.
Тогда же механическое подразделение Campagnolo представило новую форму рычага Ergopower и обновление до одиннадцати задних шестеренок и, естественно, электронная группа должна была следовать их примеру – назад, вновь и вновь к чертежной доске, чтобы состоялся долгожданный выпуск группы сегодня.
Нынешний президент компании Валентино Кампаньоло признает, что, как бы ни любили его поклонники, будущее Campagnolo зависит от успеха инновационных продуктов, какова бы ни была репутация производителя.
«Мы хотим еще более развивать эту технологию в будущем, - сказал на презентации Валентино. - Мы уверены, что очень тяжелые дни экономического кризиса затрагивают и велосипедистов. Кроме того, мы также страдаем от этого. Но мы стараемся управлять компанией, сохраняя при этом расходы под контролем. Мы настойчиво развиваем производство и инвестируем в будущее компании. В самом деле, никогда в прошлом Campagnolo не разрабатывала такое множество новых продуктов, потому что мы инвестируем в наше будущее».
«Существует часть рынка, которая готова принять самые продвинутые продукты, стремящиеся не только к максимальной эффективности, но и надежности, и долговечности при использовании, а это традиционные характеристики производства Campagnolo, - продолжил он. - Мы уверены, что будущее - наше будущее - будет с механической продукцией, но с важным акцентом на разработку продукции с электронными технологиями».
Скептики уже начали делать сравнения электронных групп Campagnolo с большим количеством плохих итальянских автомобилей и их электронными уродцами. Однако, потратив столько времени на разработку продукта (не говоря уже о том, что Campagnolo не раз останавливала производство казалось бы готовых более ранних версий), можно надеяться исключительно на то, уродцы останутся лишь в больном воображении злых языков.
Продолжение следует…