Сколько времени служат тормозные колодки?
Всё зависит от различных факторов. Можно видеть, как дисковые тормозные колодки "тают" в течение одной поездки в условиях влажного песка, а другие колодки служат два полных сезона.
Вообще говоря, если ездить в условиях, где песок не проблема, колодки дисковых тормозов прослужат дольше, чем ободных, особенно если эти колодки металлические (см. раздел о типах колодок). Однако даже немного влажного песка в разы увеличит износ ваших колодок.
Как проверить износ тормозных колодок?
Тормозная колодка состоит из тормозного материала и опорной пластины. Посмотрев в разрез суппорта, можно видеть сколько тормозного материала осталось. Однако для более тщательного визуального осмотра может потребоваться снять колесо.
Колодки Shimano рекомендуется менять если осталось менее 0,9 мм тормозного материала. Для SRAM минимальное измерение 2,5 мм, включая заднюю часть колодок. С Campagnolo легче, поскольку они делают канавку по центру колодки - как только канавка больше не видна, нужно менять.
Кроме того, обратите внимание на неравномерный износ поверхности колодки или ротора - это обычный признак плохо отрегулированного тормоза.
Даже у одного бренда существуют различные формы колодок для различных моделей. На фото 2 варианта тормозных колодок Shimano разных поколений.
Какие тормозные колодки нужны для моих тормозов?
Дисковые тормозные колодки сильно различаются в зависимости от марки и модели тормозов, так что необходимо, чтобы колодки соответствовали модели тормозного суппорта.
Ряд сторонних брендов предлагают совместимые колодки. Некоторые делают это, чтобы быть более дешевой альтернативой, чем оригинальные колодки производителя. Другие делают их в целях достичь лучшей эффективности, долговечности и уменьшения шума (как SwissStop и KoolStop).
Если вы хотите гарантировать себе безопасность, обычно рекомендуется придерживаться аутентичной марки дисковых колодок (ободные тормоза - другая история), которые соответствуют вашим суппортам. Они специально спроектированы для использования с вашими тормозами и, если подумать, нет причин менять их на что-либо ещё.
Действительно ли так важно держать масло подальше от дисковых тормозных колодок?
Да. Дисковые тормоза очень чувствительны к любой форме загрязнения. Даже масла на кончиках пальцев может быть достаточно, чтобы снизить эффективность торможения. Автомобильные тормоза, возможно, ничем не отличаются, но они обеспечивают гораздо большую площадь поверхности торможения и гораздо более высокую температуру, которая сжигает основные загрязнения.
Так что лучше всего держать велосипедные тормозные диски подальше от любой грязи и масла, то есть не использовать спрей для смазки цепи, а также быть осторожным с моющими средствами при мойке велосипеда. Если вы упорствуете с тотальным распылением обезжиривателя, старайтесь хотя бы не брызгать его на роторы и суппорты, а еще лучше накройте их чистыми пакетами на резинках.
Будьте осторожны при обезжиривании трансмиссии. Если собираетесь распылять обезжириватель, лучше всего снять колесо и накрыть тормозной суппорт.
Как чистить дисковые тормоза?
Этого делать попросту не нужно, лишь, может быть, время от времени протирайте пыль чистой безворсовой тряпкой. Также можно использовать струю чистой воды.
Если вам нужно очистить тормоза от масла или грязи, используйте изопропиловый спирт, причём предпочтительно 100%, а не разбавленную смесь, которую обычно предлагает фармакология. Да, его не так легко найти и он не так дёшев, но он гарантированно очищает тормозные поверхности, не оставляя остатков масла и не повреждая уплотнения.
Автомобильные очистители дисковых тормозов часто могут приносить проблемы. Некоторые их них дают маслянистые остатки, а другие растворяют резиновые уплотнения. Кстати, все обезжириватели (дегризеры) причинят в этом плане больше вреда, чем пользы.
Специальные велосипедные очистители дисковых тормозов более подходящи для использования, но, к несчастью, это верно не всегда. Некоторые из них просто переименованные автомобильные чистящие средства, а другие просто изопропиловый спирт по более высокой цене. Они, вероятно, не так уж плохи, но всё равно изопропиловый спирт по-прежнему остаётся рекомендуемым всеми основными производителями очистителем дисковых тормозов.
Изопропиловый спирт обыкновенно рекомендуют для чистки дисковых тормозов.
Что такое притирка тормозов и зачем она нужна?
Будьте осторожны при первом выезде на новых колодках и дисках, поскольку они могут не обеспечивать должного торможения. Совершенно новым поверхностях требуется некоторое время, чтобы притереться друг к другу, обменяться частицами материала, что обеспечивает необходимое сцепление их поверхностей и должное усилие торможения. При первом выезде на новых колодках и (или) дисках сделайте ряд торможений (лучше со спуска), пока не почувствуете, что процесс торможения стал управляемым и уверенным. Обычно это не занимает много времени – с хорошего спуска достаточно и пяти минут.
Как я узнаю, когда необходимо прокачивать тормоза?
Ощущение ватности рычагов или непоследовательное чувство тормоза скорее всего говорят о том, что гидравлические тормоза необходимо прокачать. Оба этих симптома являются результатом воздуха в системе, что часто происходит, если вы позволяете тормозным колодкам чрезмерно изнашиваться.
Простой способ проверить это - перевернуть велосипед вверх колёсами и несколько раз быстро нажать на тормозной рычаг. Ощущения изменились? Рычаг проваливается до самого руля? Если так, то у вас в системе воздух и нужна прокачка. Если рычаг упирается, словно в стенку, то всё в порядке.
Ещё одним поводом для прокачки является пришедшая в негодность жидкость, что часто вызывается её перегревом. Маунтинбайкеры знают это слишком хорошо, когда их тормоза плохо работают после длительных спусков, нагревающих роторы докрасна (с ободными тормозами есть риск и шину взорвать). Другая причина - жидкость DOT, используемая в системах SRAM, со временем поглощает воду, которая окончательно понижает температуру кипения жидкости.
Какова бы ни была причина, прокачка системы вымоет старую жидкость и выдавит воздух из суппортов, шлангов и рычагов. Большинство производителей тормозов рекомендуют делать это ежегодно, но многие игнорируют эти рекомендации и, в принципе, без проблем.
Прокачка гидравлических тормозов.
Какую жидкость я могу использовать?
Используйте только жидкость, рекомендованную производителем тормозов. Shimano, Campagnolo, Magura и некоторые другие используют специфические типы минерального масла. Для тормозов SRAM используется автомобильная жидкость DOT 5.1.
Минеральное масло и жидкость DOT несовместимы, а использование неправильной жидкости приведет к набуханию уплотнений и отказу тормозов. Это, безусловно, то, с чем нужно быть очень осторожным. И, кстати, убедитесь, что вы не загрязняете систему, позаимствовав комплект для прокачки.
Как мне прокачать тормоза?
Процесс может быть различным, в зависимости от модели тормозов. Вообще, прокачка тормозов требует несколько специфических насадок, ряда инструментов, правильную жидкость и несколько шприцев. Наборы для прокачки доступны у каждого бренда, а также их можно приобрести у поставщиков вторичного рынка.
Процесс не то чтобы очень сложный, но, плюс к инструментарию, требует знаний и некоторых навыков, так что, наверное, лучше обратиться к специалисту.
Прокачка гидравлики Shimano.
Почему мои роторы стали странного цвета?
Если они не просто грязные, изменение цвета является признаком теплового повреждения. Поврежденные высокой температурой роторы имеют цвет от бледно-жёлтого и более тёмного желтого цвета до ещё более тёмных оттенков коричневого, пурпурного или даже синего, если вы их серьёзно «поджарили». Если ваши роторы уже темнее жёлтого, необходимо подумать об их охлаждении (например, с помощью колодок Ice Tech для систем Shimano или установки дисков большего диаметра).
Изнашиваются ли тормозные роторы?
Да. Посмотрите внимательно на диск Shimano, и вы увидите на нем штамп «1.5 mm». Это минимальная рекомендуемая толщина перед заменой. Большинство брендов дают приблизительно такой же износ. Например, SRAM обозначает минимальную толщину роторов 1,55 мм.
Хорошая новость в том, что тормозная поверхность дисков из нержавеющей довольно долговечна и вы, вероятно, смените массу комплектов колодок, прежде чем понадобятся новые роторы.
Даже стальные роторы со временем изнашиваются.
По материалам Cyclingtips.com